Пресса
25 Июля 2016

Великолепная семерка

Обозреватель «НИ» представляет лучшие спектакли сезона

В разгар лета самое время подводить итоги: одни театры России еще доигрывают сезон 2015/16, другие – уже открывают сезон 2016/17. Свои итоги подвели и «Новые Известия» – театральный обозреватель газеты составила свой список самых ярких постановок сезона.


Лучшая трагедия – «Гамлет» (Малый Драматический театр, Санкт-Петербург). Взяв главную пьесу мирового репертуара, Лев Додин вернул ей дыхание злободневности. Какова цена права на месть? Права судить и карать? Права убивать во имя долга или во имя любви? Гертруда (Ксения Раппопорт) во имя любви к Клавдию и к Дании пошла на страшный грех мужеубийства. Гамлет (Данила Козловский) во имя долга сына и принца приговаривает к смерти мать и дядю. В финале в опустошенном пространстве звучит инагурационная речь Фортинбраса. Может быть, эта гениально-еретическая постановка – самый шекспировский по мощи и трезвости мысли из виденных мною «Гамлетов».


Лучшая драма – «Дядя Ваня» (Камерный театр, Воронеж). «Дядя Ваня – это я!» – вздыхали зрители той, легендарной премьеры МХТ. Прошло больше 100 лет. Чеховские герои, казалось, уходят от нас все дальше. И мы смотрим на ушедших с другого берега, скорбя, любуясь, тоскуя. Но вот Михаил Бычков сумел восстановить живой ток кровной связи с чудаками Чехова, затертыми в провинциальную глушь средней полосы России. Войницевка на сцене Камерного театра – типичная, средней руки советская дача 70-х годов ХХ века с железным рукомойником и душем на участке. И выясняется, что мечты о любви и лучшей доле, провинциальная засасывающая тоска, наконец, сам строй души и мысли чеховских героев – все это живо, захватывает и мучит.


Лучшая комедия – «#ТОДАСЕ» (Театр имени Луначарского, Севастополь). Комедия – не частый гость на русской сцене, а умная комедия, заставляющая думать о главном, – и вовсе редкость. Режиссер Никита Гриншпун выбрал шесть чеховских рассказов: «Средство от запоя», «Который из трех», «Налим», «Скорая помощь», «Хористка», «Недобрая ночь». Сплел их в тугой узел повествования о нескладной, нелепой, трогательной и ужасающей русской провинциальной жизни. Хештег «Тодасе» точно передает это смешение поступков низких и возвышенных, глупых и самоотверженных. И, просмеявшись почти два часа, ты резюмируешь увиденное пушкинским: «Боже, как грустна наша Россия»...


Лучшая постановка современной пьесы – «Русский роман» (Театр имени Маяковского, Москва). В созданном для Миндаугаса Карбаускиса «Русском романе» драматург Марюс Ивашкявичюс обращается к фигуре Льва Толстого, нашего главного писателя, учителя жизни, страдальца, еретика и мучителя. Действительно, давно ни одна русская пьеса так не захватывала, не доставляла столько радости от фокусов языка, от неожиданности разворота мыслей, от нового ракурса вечных тем. В пьесе литовского автора не только передан синтаксис и словарный запас героев Толстого, но уловлен склад души и круг мыслей их автора. Драматург угадывает за метаниями Левина с его любовью к Кити жениховские страсти молодого Льва Толстого, сближает гибель Анны Карениной под поездом и смерть на забытом полустанке автора. Жизнь перетекает в литературу, а литература – в жизнь с головокружительной свободой.


Лучшая постановка по мотивам – «Своими словами» (ШДИ, Москва). Героями спектакля «Своими словами» Дмитрия Крымова стали ученые-русисты из Брно, Тулузы, Тампере и Ганновера, которые вознамерились рассказать детям о романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Обращаясь к зрительному залу и отдельно к четырем пластиковым подросткам, их герои рассказывают-разыгрывают разнообразные составляющие мира «Евгения Онегина», постепенно усложняя и предметы, и темы. Так, в финале искусствоведы-любители выкатывают на авансцену станки с крутящимися лентами, чтобы показать, как зима сменяется весной, а весна – зимой. Важно, что люди редко умеют вовремя оглянуться и оценить прошедшее. И самое важное остается под снегом, а мы не замечаем похороненные кусочки души...


Лучшее сценографическое решение – «Сегодня. 2016» (Александринский театр, Санкт-Петербург) Постановка Валерия Фокина открыла на Новой сцене Александринки целый мир технологий, ранее не виданных, ошеломляющих. Черное пространство, два яруса для публики, разделенной на сектора и отделенной от происходящего на сцене железными решетками. Дежурные, рассаживая зрителей, настойчиво предупреждает, что вставать и покидать свое место во время действия опасно. Над головами летают, посверкивая, дроны инопланетян. Стеклянный куб, в котором с трудом помещается сидящий человек, то утапливается куда-то в преисподнюю, то взмывает вверх, так что виден подъемный механизм. Квадраты сценической площадки то выстраиваются спиралью, то собираются в плоскость. Созданное Николаем Рощиным сценическое оформление впору писать отдельной строкой в списке действующих лиц.


Лучший спектакль для детей – «Кролик Эдвард» (РАМТ, Москва). Режиссер Рузанна Мовсесян и художница Мария Утробина создали волшебный мир, главным действующим лицом которого стал фарфоровый белый кролик 160 см ростом. Паточная сентиментальность текста ДиКамилло в постановке РАМТа оттенена и смягчена юмором, а серьезные раздумья о жизни и смерти оказываются так сплавлены с движением сюжета, что их навязчивый дидактизм растворяется в нежности и вере. В финале утирают слезы не только юные зрители, но и их родители, наглядно подтверждая старую максиму: ставить для детей надо как для взрослых, только еще лучше.

Ольга Егошина, «Новые известия»



Ссылка на источник:  http://www.newizv.ru/culture/2016-07-26/243500-velikolepnaja-semerka.html
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: