Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Вернувшиеся» и еще 10 интерактивных спектаклей

19 Декабря 2016

«Вернувшиеся» и еще 10 интерактивных спектаклей



Главный театральный тренд последнего времени – иммерсивные спектакли, променады, квесты и прочие «бродилки», где публике не дают спокойно сидеть в своих креслах. Зрители все чаще перестают быть пассивными свидетелями действа за четвертой стеной, а становятся полноправными участниками, со-творцами спектакля.

Можно относиться к этому как к моде, очередной «фишке» для привлечения публики. А можно увидеть в этом странном жанре репетицию проактивности, умения выбирать свой путь и идти на контакт с другими – всего того, чего так не хватает в нашем обществе.


Продвинутым московским театралам к подобным диковинам уже не привыкать. В «Remote Moscow» немецкой группы Rimini Protokoll зрители ходили по городу под руководством электронного голоса в наушниках: знакомые переулки становились для них декорациями тотального документального шоу. Вместе с актерами испанского уличного театра Kamchatka примеряли на себя роль беженцев, уходили от погони и прятались от полицейских. В иммерсивном «Норманске» пять этажей Центра Мейерхольда превращались в футуристический город из повести Стругацких «Гадкие лебеди», а посетители могли свободно бродить по закоулкам, подглядывая за жизнью загадочных «мокрецов». Но, пожалуй, такого масштабного и впечатляющего образца иммерсивного театра как «Вернувшиеся» у нас еще не было...

Дом с привидениями

В черном-черном доме, на черной-черной улице... Так хочется начать рассказ об этом мистическом шоу, поскольку здесь вы действительно попадаете в страшную сказку. Главная удача спектакля по мотивам пьесы Ибсена «Привидения» – создание правильной, завораживающей и таинственной атмосферы. Продюсеры проекта, далекие от театра Вячеслав Дусмухаметов и хореограф Мигель, арендовали заброшенный особняк и превратили его в настоящий дом с призраками. Нет, здесь на вас никто не набросится из-за угла, как в комнате ужасов. Но сами стены этого дома, обставленного в тяжеловесном северном стиле конца XIX века, кажутся пропитанными загадками. Тут можно просто бродить по бесконечным комнатам, рассматривая книги, портреты и старинные фотографии, флакончики на дамском столике и оружие в кабинете, открывать ящики и шкафы, теряться в многочисленных зеркалах и блуждать в лабиринтах, подглядывая за идущей своей чередой жизнью героев.


В спектакле заняты молодые, пока не известные русские актеры, а постановкой занимались американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти. Они прежде работали с пионерами иммерсивного театра, компанией Panchdrunk, которая прославилась спектаклем Sleep No More – адаптацией шекспировского «Макбета» в духе Хичкока и Дэвида Линча. «Вернувшиеся» тоже тяготеют к мрачной декадентской эстетике, но на первом месте здесь все же запутанные психологические отношения и семейные «скелеты в шкафах». Чтобы лучше разобраться в хитросплетениях этой истории, лучше заранее прочитать пьесу Ибсена. Тогда вам не придется судорожно бегать за героями и пытаться собрать в голове сюжетный пазл. Тем более что гораздо интереснее центральных драматических эпизодов в главных залах оказываются безмолвные метафорические сцены в других уголках дома. Вытесненные желания, фрустрации и чувственные фантазии героев выливаются в пластические, иногда весьма откровенные экзерсисы. Причем, зрителей, чьи лица скрыты одинаковыми анонимными масками, могут неожиданно вовлечь в представление или даже увести в отдельную комнату. Идти на контакт или отказаться, участвовать в игре или остаться зрителем – решаете вы сами. Поэтому каждый здесь получает индивидуальный опыт, у каждого складывается свой спектакль. И каким он будет, во многом зависит от вас.

В Москве шоу будет сыграно 50 раз (последний показ – 12 марта), а потом отправится в Нью-Йорк.

Что еще посмотреть

Помимо «Вернувшихся», которые многим могут оказаться не по карману (стандартный билет стоит 5 000 рублей, VIP-билет — 30 000), в Москве можно увидеть и другие нестандартные спектакли, предполагающие активное участие зрителей.

«Черный русский»

Особняк Спиридонова


Еще один недешёвый спектакль-триллер (билеты от 5000 до 11900 рублей) поставил Максим Диденко по мотивам «Дубровского». Он попытался свести известные русские грехи – пьянство, обжорство, мздоимство и распутство, с новыми формами, а народные песни – с хип-хопом от композитора Ивана Кушнира. Зрителям тут тоже выдают маски в виде животных, но ходить можно только организованно, по одному из трех маршрутов – за Дубровским, Троекуровым или Машей, которую иногда играет популярная киноактриса Равшана Куркова. Тоже вариант русской рулетки – кому что выпадет.

Когда: до 12 января


Optimus mundus

Боярские палаты СТД


 
Один из первых в России иммерсивных спектаклей был поставлен потомственным сказочником Арсением Эпельбаумом в 2007 году, когда таких слов еще не знали, и не так давно восстановлен. 14 зрителей тут следуют за героями Шекспира или Пушкина, то оказываясь в одной огромной постели с Дездемоной, то выпивая с Моцартом и Сальери, то играя роли Монтекки и Капулетти. Это безумно смешное и вдохновенное дураковаляние – не что иное, как признание в любви к театру, который справедливо называют лучшим из миров.

Когда: 22-24 декабря, 26-28 января


«Неявные воздействия»

«Театр.doc»


Уличные спектакли-променады – развлечение в наших широтах преимущественно летнее. Но отважный комиссар «Театра.doc» Всеволод Лисовский вместе с актерами готов провести морозоустойчивых зрителей и по зимним улицам. Маршрут каждый раз новый и заранее неизвестен. Да и само путешествие построено на эффекте неожиданности: вы можете стать свидетелями страстной любовной сцены, политической акции или внезапной интервенции в жизнь города. И выяснить, как явно или неявно такое акционистское искусство воздействует на окружающий мир и вас самих.

Когда: 21 января


«В гостях. Европа»

В жилых квартирах


Хорошие новости для тех, кто не любит пешие прогулки. Фестиваль «Территория» возобновляет показы проекта Rimini Protokoll «В гостях. Европа», где зрители никуда не бегают, а сидят спокойно за столом. Попасть на спектакль трудно, поскольку проходит он в московских квартирах, куда умещается от силы 15 человек. Зато главными действующими лицами становятся сами зрители: объединяясь в союзы и коалиции, они сами создают и решают конфликты, испытывая на себе, что такое глобальная политика.

Когда: 21-24 декабря, 20-29 января


«Questioning / Кто ты?»

«Гоголь-центр»


Еще один спектакль, где нет актеров, а действуют исключительно зрители – проект швейцарской театральной компании Magic Garden. В интерактивном перформансе участникам придется отвечать на вопросы анкеты, которые откроют вам много нового о самом себе и жизни в обществе. Удивительно, как простой прием способен пробудить в людях такие сильные эмоции, каких не добьется ни одна драма Шекспира. И как в маленьком коллективе можно создать модель социума и почувствовать себя его частью.

Когда: 21-22 января


«Совместные переживания»

Центр им. Мейрхольда


Театральный дебют молодого кинорежиссера Вики Приваловой не столь радикален. Тут все же есть актеры, хотя их трудно отличить от сидящих рядом зрителей, пока они не начнут читать невыдуманные истории о чьей-то первой любви. Но купившие билеты тоже не останутся в стороне: при входе каждому выдадут записку, которую в нужный момент надо будет прочесть вслух. (Похожим образом в спектакле Марата Гацалова «Город-герой» зрители читали смс-ки от жителей блокадного Ленинграда.) Или еще интереснее – рассказать про свое первое чувство. Кто решится?

Когда: 23, 25, 26 декабря, 20 января


«Москва 2048»

Завод «Кристалл»


Вариант для самых смелых. «Москва 2048» – это нечто среднее между популярными сейчас квестами, ролевой игрой и иммерсивным театром. Для этого проекта объединились компания квестов «Клаустрофобия», ученик Кирилла Серебренникова Александр Созонов и команда профессиональных актеров. Зрители попадают в фантастическое индустриальное пространство, изображающее Москву после глобальной катастрофы. Но отделаться ролью наблюдателя тут не удастся, как сложится будущее цивилизации – зависит от каждого участника игры.

Когда: ежедневно



«Декалог на Сретенке»

Театр им. Маяковского. Филиал


Для тех, кто не любит интерактивности, но все же хочет новых ощущений, подойдет «бродилка» от драматурга Саши Денисовой и режиссера Никиты Кобелева. Вы пройдете по всем закоулкам филиала «Маяковки» от буфета до гримёрок и репетиционных. В основе спектакля – откровения реальных жителей Сретенки о своих нехороших поступках, которые сводятся к семи библейским грехам. Тут встречаются история и современность: легенды петровского времени, тайны подвалов соседней Лубянки и домов терпимости, где служил врачем молодой Чехов. Общий смысл: оказывается, мы связаны с прошлым сильнее, чем думаем.

Когда: 15 февраля


«Русские сказки»

«Гоголь-центр»


Похожим образом устроен спектакль учеников Кирилла Серебренникова по русским сказкам из сборника Афанасьева, которые совсем не похожи на тот причесанный, гладкий фольклор, что мы знаем с детства. Зрителю придется выбрать один из трех путей – красный, белый или синий. Последний пользуется наибольшей популярностью, так как именно здесь играют непристойные «заветные» сказки. В конце все группы встретятся в большом зале, где в это время будет играться залихватский фолк-концерт. Так что при желании можно вообще никуда не ходить, а просто послушать хорошую музыку.

Когда: февраль


«Музей инопланетного вторжения»

Боярские палаты СТД


Еще один вид интерактивного зрелища – спектакль-инсталляция. В новом проекте художников Ксении Перетрухиной и Алексея Лобанова зрители оказываются в музее, посвященном вторжению инопланетян а-ля «Война миров». Переходя из зала в зал, они изучают разнообразные свидетельства: интервью очевидцев, официальные протоколы, секретные милицейские сводки, тщательно подобранные вещдоки и т.д. И многие, действительно, верят. Что уж тогда удивляться успешным фальсификациям истории... Когда: февраль

Марина Шимадина, «Театрал»



Ссылка на источник:  http://www.teatral-online.ru/news/17218/