Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

«Война кончилась! Страшитесь мира!» - «Кавказский меловой круг» - Театр им. Маяковского

25 Апреля 2016

«Война кончилась! Страшитесь мира!» - «Кавказский меловой круг» - Театр им. Маяковского



«Соблазнительная задача для артиста. Приглушенный свадебный марш и одновременно бравурный похоронный танец», – говорит Монах, один из героев нового спектакля Никиты Кобелева на Основной сцене Театра имени Вл. Маяковского. Эпический театр Бертольта Брехта выпускник мастерской Олега Кудряшова (РАТИ, 2011) Никита Кобелев погружает в атмосферу роуд-муви и джаза 20-х годов. Война и мир здесь выполнены в стилистике кабаре, где знаменитые брехтовские зонги четко скандируются в переходах от жестких военных действий к хрупкому миру.


   
Ставить эпический театр Брехта – задача не из легких. Никита Кобелев делает это красиво, громко и серьезно. Особенно важен выбор произведения: «Кавказский меловой круг» – одна из поздних пьес Брехта (1945), где теория «эпического театра» сформулирована наиболее последовательно. Вместе с тем, эта пьеса – одна из наиболее сложных для восприятия – не только читательского, но и зрительского. «Трехгрошовая опера» и «Добрый человек из Сычуани» пользуются куда большей популярностью на сцене. Сегодня удержать зрителя в зале три с лишним часа довольно сложно, и если ему неинтересно, то, скорее всего, он уйдет – причем без особых церемоний. В последние годы зрительская культура трансформировалась настолько, что уйти своенравный зритель может прямо во время спектакля. Но погрузившись в эпический мир «Кавказского мелового круга», уйти с него сложно, да и стыдно. Вместе с актерами – вопреки брехтовскому эффекту отчуждения – зритель становится хиппи и совершает путешествие в поисках справедливости.


   
Завораживает в спектакле многое: музыканты – квартет «Круглый бенд», уютно устроившийся в небольшой оркестровой яме между сценой и зрительным залом; монументальность многоуровневых декораций (художник-постановщик Михаил Краменко), которые изучаешь на протяжении всего действия; Груше Вахнадзе в исполнении молодой актрисы Юлии Соломатиной (РАТИ, 2013, мастерская Сергея Женовача), самоотверженно спасающая ребенка; ее возлюбленный – солдат Симон Хахава, которого играет выпускник мастерской Олега Кудряшова (2014) Павел Пархоменко. Ольга Прокофьева в роли свекрови придает действию новую динамику. Ее выход перезагружает спектакль. И, конечно, многие зрители ждут Игоря Костолевского в роли писаря Аздака, пьянчужки-взяточника, справедливо разрешающего спор двух неравных женщин. «Судьи, говорят герои Брехта, всегда были пропащими людьми, так пусть теперь пропащий человек станет судьей».


    
Все язвы человеческой натуры и гнилого общества вскрываются здесь, прямо на сцене. В песне солдата, в сцене объяснения с Груше после возвращения с войны, Пархоменко буквально прорисовывает эту самую войну. «Я люблю народ за его простой, трезвый ум, – говорит знатная Нателла Абашвили, ценящая платья больше собственного ребенка, – только от запаха его у меня делается мигрень».


  
Вероятно, после Юрия Бутусова ставить Брехта еще сложнее, особенно – молодым режиссерам. Но ведь совершенно не нужно сравнивать двух режиссеров: одного – состоявшегося, зрелого, и другого – молодого, который набирает силу, но делает это уверенно. Сильная сторона работы Никиты Кобелева в том, что она пробуждает. И это – не только благодаря самому тексту Брехта. На спектакле, который длится без малого 3,5 часа, зритель вынужден проснуться и вылезти из своей скорлупы. И в этом действии – парадокс постановки, ломающей привычные стереотипы эффекта отчуждения. Не вжиться здесь сложно потому, что спектакль получился искренним и добрым. Этих качеств порой очень не хватает современному театру – даже если у него есть все необходимое для успеха. Никита Кобелев в собственной манере рисует свою «эпическую драму» и делает это яркими красками и широкими мазками. Не в первый раз берясь за большую – может быть, даже слишком – форму, Кобелев рисует своих авторов: своего Горенштейна, своего Горького, своего Брехта.

Фото: Евгения Бабская (фотографии предоставлены пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского)

Премьера спектакля состоялась 23 апреля 2016.

Ближайшие спектакли: 8 и 28 мая (18.00), 4 июня (18.00), 13 июня (19.00).

Софья Ефимова, «Театральный буфет»



Ссылка на источник:  http://www.butheatre.ru/news/article/354