Предложение для зрителей


EN

(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Время перемен

3 Октября 2012

Время перемен

Стартовал новый театральный сезон. Главный редактор ОК! Вадим ВЕРНИК рассказывает
о смене поколений в театре, основных ньюсмейкерах и о тех спектаклях, которые, по его мнению, могут стать событиями московской и питерской сцены

Театральная карта Москвы меняется так стремительно, что дух захватывает. Театры, еще недавно бывшие аутсайдерами, в скором времени начнут диктовать моду, ведь их возглавили люди популярные и харизматичные. Олег Меньшиков весной стал художественным руководителем Театра имени Ермоловой, и планы у него грандиозные. Большой любитель оперетты, Меньшиков в скором времени выпустит свою версию «Сильвы» Имре Кальмана, потом — таинственный «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, и далее по нарастающей. Впрочем, у Олега и нет другого выхода: он сразу снял с репертуара... 24 названия из 28! Так что художественную политику он будет выстраивать практически заново. Первой премьерой станет спектакль «Самая маленькая драма» с Валентином Гафтом и Владимиром Андреевым, который, кстати, возглавлял этот театр почти 40 (!) лет. Сам факт такой премьеры дает основания предположить, что передача власти в Ермоловском произошла достаточно цивилизованно. Чего не скажешь о Драматическом театре имени Гоголя. Вместо крепкого, но во многом предсказуемого режиссера Сергея Яшина (он был у власти 25 лет) художественным руководителем назначен главный театральный провокатор Кирилл Серебренников. Это случилось в августе и повлекло за собой грандиозный скандал.
Понятно, что в Театре Гоголя с приходом радикально настроенного Серебренникова грядет культурная революция, и к этому готовы далеко не все. Гневные письма актеров в высшие инстанции, резкие обличительные интервью в прессе — всё в лучших традициях советского мракобесия. Я был в Театре Гоголя год назад, и больше всего меня поразила не постановка, а огромная тканевая тряпка, небрежно свисающая прямо посередине зала, чтобы скрыть пустующие зрительские кресла. Вот так просто и наивно в театре хотели решить проблему посещаемости. Конечно, на осуществление глобальных идей требуется время. Но я хорошо знаю Кирилла Серебренникова и абсолютно уверен: то, что он задумал, обязательно сбудется и очень скоро.
Еще одно предполагаемое назначение горячо обсуждается в Интернете. Речь идет о 37-летнем режиссере Константине Богомолове, который стал одним из главных ньюсмейкеров в МХТ и «Табакерке». Сегодня Богомолов — потенциальный новый худрук Театра на Таганке. Он обладает острым креативным мышлением и уже внутренне созрел для масштабных дел. Кроме того, ему, безусловно, близки эстетические взгляды легендарной Таганки. 

Несколько лет назад тот же Богомолов говорил мне о дефиците молодой режиссуры. В то время вообще никто из худруков, кроме, пожалуй, Олега Табакова, не верил в начинающих режиссеров и не отваживался поручать им постановки. Именно Табаков дал первый шанс тогдашнему выпускнику ГИТИСа Миндаугасу Карбаускису, ныне главному режиссеру Академического театра имени Маяковского. Этот театр Карбаускис возглавил год назад, и ветер перемен там только усиливается. С той же самой легкой руки Табакова начал ставить в МХТ Евгений Писарев. Одна масштабная постановка за другой, и в результате Писарев назначен главным режиссером Театра им. Пушкина. Прошло два года, сегодня Пушкинский — один из самых успешных столичных театров. 

Приглашать на постановки совсем молодых режиссеров теперь правило хорошего тона. Причем с начинающими, как выяснилось, любят работать не только их сверстники, но и мэтры. Так, например, Марина Неелова охотно репетировала с режиссером Екатериной Половцевой «Осеннюю сонату» в «Современнике». И в этом творческом поединке выиграли обе стороны. Штурм молодой режиссуры продолжится и в новом сезоне. Так, Театр им. Маяковского выпустил на Малой сцене качественную «чернушную» драму «Любовь людей» Дмитрия Богославского в постановке выпускника ГИТИСа Никиты Кобелева. Начинающие режиссеры продолжают активно осваивать пространство «Современника» и Российского молодежного театра. Талантливый Михаил Станкевич в прошлом сезоне зарекомендовал себя постановкой «Дьявола» по Льву Толстому (с неожиданным пронзительным Максимом Матвеевым в главной роли) в «Табакерке» . Вскоре он начнет там же репетировать спектакль по рассказу Чехова «Жена» с Ириной Пеговой. 

Московский Художественный театр в последнее время охотно приглашает иностранных режиссеров. Француженка Мари-Луиз Бишофберже предложила детективную историю «Свидетель обвинения» по пьесе Агаты Кристи, и это первая мхатовская премьера в нынешнем сезоне. Главные роли здесь исполняют Рената Литвинова и Игорь Верник, Евгения Добровольская и Сергей Чонишвили. А молодой латышский режиссер Виестурс Мейкшанс поставит «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина. Кстати, у обоих режиссеров это уже второй опыт сотрудничества с МХТ. Впрочем, в ближайших планах МХТ и новый спектакль коренного москвича Константина Богомолова. Он приступил к репетициям «Идеального мужа» Оскара Уайльда. В главных ролях звезды Марина Зудина, Дарья Мороз и Алексей Кравченко.
Я обязательно пойду в «Ленком» на премьеру с моей любимой актрисой Инной Чуриковой. Она играет главную роль Бабушки — женщины мудрой и сильной, в спектакле «Ложь во спасение» по знаменитой мелодраме испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Кстати, когда-то в этой роли блистала Фаина Раневская. Любопытный штрих. 15 лет назад я снимал фильм о Чуриковой, и между съемками Инна Михайловна с грустью рассказала мне, что Марк Захаров впервые предложил ей возрастную роль в инсценировке «Игрока» Достоевского. Я заметил, что такой талантливой актрисе не стоит волноваться о том, сколько лет ее героине. «Ложь во спасение» поставил знаменитый Глеб Панфилов, для которого Инна Михайловна — единственная муза и в жизни, и в творчестве. А значит, мы опять откроем для себя новую неожиданную Чурикову.
Тем, кто любит спектакли с участием звезд старшего поколения, я рекомендую премьеру в Малом театре. Здесь произошло событие историческое. В пушкинской «Пиковой даме» дебютировала Вера Васильева (Вера Кузьминична более 60 лет служит в Театре Сатиры). В постановке Андрея Житинкина она сыграла графиню — даму зловещую и инфернальную, что никак не сочетается с привычным положительным амплуа обаятельнейшей актрисы. Творческий риск в таком почтенном возрасте, да еще в стенах Малого театра... Браво, Вера Кузьминична!

Патриарх отечественного театра 94-летний Юрий Любимов после демонстративного прошлогоднего ухода из Театра на Таганке оказался, что называется, нарасхват. Нынешней весной Любимов выпустил, причем в рекордные сроки (всего за два месяца!) «Бесов» Достоевского в Театре им. Вахтангова. Спектакль получился мощный, невероятно экспрессивный. И сразу новые репетиции — на сей раз это опера «Князь Игорь» в Большом театре. На премьере «Бесов» я общался с Юрием Петровичем и был восхищен не только свежестью его мышления, но и внешним обликом мэтра: прямая спина, модный костюм, идеально накрахмаленная рубашка и лукавый ироничный взгляд... Словом, каждый человек современен настолько, насколько он сам хочет таким быть. Ну а возрастной рекордсмен на сцене сегодня Владимир Михайлович Зельдин, которому через три года исполнится 100 лет! Посмотреть спектакли с его участием — это и наслаждение, и заряд оптимизма, и приобщение к истории. Зельдин по-прежнему играет только главные роли, и играет блестяще: это Князь в «Дядюшкином сне» (театр «Модернъ»), Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи» и герой-прототип самого Зельдина в «Танцах с учителем». Оба спектакля поставлены специально для Владимира Михайловича в его родном Театре Российской армии. 

Коронной ролью Зельдина на протяжении многих лет была роль Альдемаро в комедии Лопе де Веги «Учитель танцев». Весной «Учитель танцев» появился в репертуаре Театра «Ленком». Новому исполнителю Антону Шагину я желаю быть достойным преемником Мастера и такого же творческого долголетия! 28-летний Шагин сегодня главный фаворит Марка Анатольевича Захарова в «Ленкоме», и у него есть все основания множить свой успех, причем вполне заслуженный.
Теперь о печальном. Знаменитая и почитаемая абсолютно всеми «Мастерская Петра Фоменко» осталась без своего легендарного основателя, — Петр Наумович ушел из жизни в августе. В театре начался новый отсчет времени, и не только в этом театре. Ведь Фоменко для многих был барометром нравственности и профессиональной чести. К счастью, он продолжает жить в своих учениках, а труппа «Мастерской» — одна из самых сильных. И я думаю, этот корабль еще долго и уверенно будет плыть по просторам нашей театральной жизни...

Осенью я собираюсь в Санкт-Петербург, сразу на две премьеры, и обе с участием Ксении Раппопорт, актрисы уникального дарования. На сцене и в кино ей подвластно абсолютно всё. Вот и сейчас она репетирует в двух контрастных по жанру постановках. Это комедия Гольдони «Трактирщица» в БДТ (режиссер — Андрей Прикотенко, однокурсник Ксении по театральному институту) и трагедия Шиллера «Коварство и любовь», которую ставит в Малом драматическом театральный гуру Лев Додин. Партнеры Ксении Раппопорт по «любовному коварству» — Елизавета Боярская и Данила Козловский.
А вообще нынешний театр — динамичный, меняющийся и в меру консервативный — способен удовлетворить любые зрительские запросы и интересы. Было бы желание!


Вадим Верник, журнал OK!, 03.10.2012