23 Июля 2023
«Честный разговор о том, что болит»
«Театрал» продолжает публиковать мнения экспертов о главных направлениях минувшего сезона – успехи, разочарования, тенденции. Сегодня предоставляем слово театроведу Наталье ШАИНЯН.
– Сезон 2022-2023 запомнится оскудением театрального ландшафта. В Москве ушли в прошлое фестивали, годами определявшие направление зрительского интереса: «Любимовка», представлявшая новую отечественную драматургию, «Территория», дававшая панораму актуальных тенденций, «NET», знакомивший с лучшими образцами европейского театра. Больше нет смысла приходить на премьеры в Театр Гоголя, занявший место уничтоженного Гоголь-центра. Пополнили собой список унылых «директорских» театров – ЦИМ, утративший имя Мейерхольда и слитый со Школой драматического искусства, Школа современной пьесы...
Тревожное и горькое время, в которое мы живем, заставляет зрителя искать в театре двух вещей, едва ли не взаимоисключающих, но равно необходимых: честный разговор о том, что болит, о страшном и важном; и утешение, отвлечение и развлечение, пресловутый «сон золотой».
Примером спектакля первого типа в этом сезоне можно назвать постановку Олега Липовецкого в руководимом им театре «Шалом» – «Моня Цацкес – знаменосец»: история еврейского мальчишки на войне перенесена на сцену из повести Севелы с выдумкой, артистизмом и юмором, уравновешивающими трагическую тему. Другое заметное событие – также камерная работа: «Войцек» Филиппа Гуревича на Сцене на Сретенке Театра им. Маяковского: лаконичная и обжигающая картина обезумевшего мира, сжирающего человека.
Читать статью целиком