Спектакль «Другая сказка» — дуракаваляние со смыслом — сотворил мэтр кино Сергей Урсуляк в театре имени Владимира Маяковского. Очень интересно посмотреть спектакль режиссера, сделавшего так много в кинематографе, творящего первый спектакль. Сразу скажу, что чувствуется опыт, насмотренность, недаром Сергей Владимирович выражает благодарности Роберту Струа, Константину Райкину и Александру Ширвиндту за воспитание художественного мировоззрения. Поэтому постановка не выглядит как первая, умело задействованы и свет, и музыка, а уж декорации, играющие то роль зеркала, то прозрачные, то интригующие тенями – мастерски украшают спектакль.
За основу взят малоизвестный совместный сценарий Евгения Шварца и Николая Эрдмана «Каин 18». И в эту сказку виртуозно вплетены и трогательные истории от гения Ганса Христиана Андерсена, и едкие сатирические штучки от Шварца. В результате спектакль получился многослойным, интересным для зрителя, и каждый увидит в нем что-то свое. Для кого-то «Другая сказка» будет просто романтической историей влюбленного юноши и нежной принцессы, для кого-то — едкой сатирой на острые темы сегодняшнего дня.
Какие, однако, интересные фразы из спектакля: «с тех пор, как его величество объявил, что наша нация есть высшая в мире, нам приказано начисто забыть иностранные языки», «все идиоты, а мы молодцы», «мы только чудом и держимся. Я не верю в чудеса – говорит безумец». Становится понятно, почему у Шварца была такая непростая история с его постановками. А тут еще о принцессе говорится с намеком: «Может, она семитка или хамитка». В общем, несмотря на то, что материал очень не новый, звучит он современно и свежо. И двор короля, к которому едет для замужества принцесса, построен по всем правилам военной диктатуры под руководством очень запоминающегося генерала (Ольга Ергина).
А сказочная история развивается по своему сюжету: романтичный бродяга Генрих (Никита Языков) пламенно влюбляется в самую настоящую принцессу (Алена Васина), а верный друг Христиан (Мамука Патарава) помогает влюбленным быть вместе вопреки судьбе и тяжелой королевской доле. Этих героев играет молодое поколение артистов, им удалось передать запал романтичной юности, ее сладкую бесхитростность и красоту. Мамука Патрава еще и поразил зрителей своим моментальным преображением в Григория Лепса.
В спектакле задействовано семь заслуженных артистов России, что, несомненно, является еще одним подтверждением качества. Все актеры, безусловно, запоминаются даже в коротких эпизодах, такое внимание к каждой детали радует и восхищает.
Королеву играет блистательная, незабываемая Зоя Кайдановская, которая темпераментом, мастерски подчеркнутым ружьем, буквально поражает даже бывалого зрителя.
А какой тут король! Это ж прелесть что такое! Сменяя много настроений подряд, бесподобный Вячеслав Ковалёв чудесен, мил, коварен и, главное для комедии, – гомерически смешон. «Ни на какое другое место кроме королевского я не гожусь», — сказал он, и был прав.
Первый министр (Евгений Парамонов) – это тоже, не постесняюсь сказать правду, блистательная роль, выполненная с тонким изящным юмором и должным почтением к влиятельным персонам. «Взятки брал на нервной почве, нас всех так учили», — кается с легкой улыбкой лукавый царедворец.
Шикарна первая придворная дама (Юлия Силаева), песня ее оставляет след в трепетном женском сердце.
А вот Министр нежных чувств (Виктор Запорожский) берет нас в плен фигурными плие и батманами. Этот персонаж настолько пленительно прекрасен и в жестах, и словах, и мимике, что камера за ним не успевает.
После спектакля состоялась пресс-конференция, на которой артисты поделились своими мыслями о спектакле.
Мамука Патарава рассказал, что играет в этом спектакле о важном не с лицом, полном страдания, а весело. А самым сложным было «не красить» и так репризный текст Шварца.
Евгений Парамонов открыл завесу тайны о взаимодействии с режиссером: как нужно было приноровится, потратить больше времени, чтобы попробовать разные варианты, как решалась проблема понимания языка, как артисты и постановщик притирались друг к другу, но все завершилось успешно.
Вячеслав Ковалёв рассказал немного об интересной судьбе Шварца и о том, как он делает роль «своей»: «Я наполняю роль своим смыслом, мое тело умнее меня. Это другая реальность, в которую интересно зайти».
Сергею Урсуляку, конечно, задали вопросы о выборе материала, который, по словам режиссера, был обусловлен тем, что советская драматургия близка к состоянию каждого человека. Главное, в чем было сложность, этот тот факт, что в театре невозможно зафиксировать результат, как в кино, спектакль начинает жить своей жизнью, может даже переродиться в что-то противоположное.
Но мы то, постоянные зрители театра, за это и любим искусство Мельпомены: за живость, дыхание постоянным движением, за то, что каждый раз мы смотрим немного иную постановку. И этот единственный пока спектакль Сергея Урсуляка тоже получился настоящим, трогающим нежную зрительскую душу. Поэтому уверена: своего зрителя постановка уже нашла и привлечет еще новую думающую публику.
Подарите себе взрослую сказку, «Другую сказку».