Пресса
27 Марта 2024

"Габриеле. Итальянская комедия", премьера театра Маяковского

Театру Маяковского в марте не везет с премьерами: одна из них – «Виндзорские насмешницы» - была перенесена по всем известной трагической причине, а по плану предшествующая ей постановка «Габриеле. Итальянская комедия» за пару недель до этого была отменена накануне без объяснения причин. Впрочем, теперь, наконец, наступило ее время. «Габриеле» есть чем привлечь гипотетического случайного зрителя: выбор зала в пользу Малой сцены обещает камерность и уют, близость к публике; современная драматургия подразумевает большую понятность, и, кроме того, определенную оригинальность, поскольку, как заявлено в программке, это первая постановка пьесы в России. Есть еще один «козырь в рукаве» у этого спектакля, а именно тот факт, что в нем заняты 5 (пять!) молодых и весьма привлекательных актеров (если не считать «голос»), и всего одна актриса: это же находка для любого девичника. В общем, хорошо провести время можно.


Полагаю, стоит немного описать сюжет, так как произведение широкой публике не слишком известно. Итак, пятеро друзей – все молодые актеры – живут в маленькой квартире в Риме и ищут себя и работу. Кто-то пытается поставить что-то в театре, кто-то – ходит на пробы в кино или театр. Кто-то общается с женщинами. Живут дружно, а потом в их жизнь врывается молодая и полная энергии девушка, которой оказывают внимание абсолютное большинство из наших друзей. Примерно так.


«Габриеле. Итальянская комедия» создает очень хорошую атмосферу, настроение и оставляет после окончания приятное послевкусие. Думаю, цель режиссера в этом и состояла, и выбор именно итальянской пьесы мог быть обусловлен попыткой ее достижения. Действительно, здесь немало сделано для создания ощущения шумной итальянской квартиры, населенной закадычными друзьями, что, в первую очередь, достигается выбранной для спектакля манерой игры: экспрессивной, эмоциональной, быстрой, открытой – словом, такой, какую можно увидеть как в итальянском кино, так и, скажем, в латиноамериканских сериалах. Если начистоту, то не могу сказать, что с этим все вышло благополучно: для российских актеров такой стиль чужероден, и поэтому иногда возникало не нужное ни здесь, ни где бы то ни было ощущение фальши и даже переигрывания. Думаю, актеры еще не вполне сжились со своими персонажами и не до конца почувствовали их, дальше должно быть лучше, тем более, что лучше становилось и по мере развития событий. «Сырость» не может не уйти. Вернусь к настроению: помимо, собственно, игры, оно создавалось, в целом, теплым оформлением, а также тем, что в спектакле задействована молодежь с азартом и энергетикой. Кроме того, «Габриеле» построен на позитивных эмоциях и отношениях, будь то дружба или доверие, так что даже проблемы вроде неумения найти себя или безработицы не портят оптимистичного взгляда на мир.


«Габриеле» - совсем недлинный спектакль, в целом, нескучный, но далеко не идеальный. На протяжении всего первого и самого длинного действия не происходит совершенно ничего, кроме бесконечных и довольно пустых разговоров, призванных создать шум и суету. Какое-то развитие намечается только с появлением женщины, но тоже весьма условное, поскольку она не способствует формированию любовного многоугольника – нет здесь любви, она лишь обстоятельство и приключение в жизни друзей, не понимающих, что им нужно от жизни, как, впрочем, и она сама. Внимание, дальше будут СПОЙЛЕРЫ. То, что с натяжкой можно было бы назвать конфликтом, случается только ближе к финалу с новостью о ее положении, но даже это не вполне «оно», поскольку приводит к растерянности, а не разнообразию человеческих взаимоотношений.


Как ни странно, но такой легкомысленный и довольно поверхностный спектакль не лишен некоторой идеи. Для ее понимания нужно обратить внимание на отдельные детали постановки, в первую очередь, на многократную декламацию одним из друзей фразы из какой-то недописанной пьесы: «Зачем я родился?». Да, с одной стороны, это своеобразный девиз молодежи, еще не нашедшей себя. Но с другой, тот факт, что именно этот молодой человек, фактически, становится папашей, как бы отвечает на вопрос: чтобы продолжить свой род. Усиливает это предположение и то, что никакого иного развития – ни карьерного, ни творческого – этому герою (впрочем, как и другим) не предложено. Выходит, если обобщить, то главной миссией человека становится всего лишь деторождение, причем, оно самоценно, поскольку – напомню – ни о какой великой любви спектакль речи не ведет. Какой-то однобокий и слишком уж традиционалистский вывод, не слишком подходящий современному художественному произведению. В конце концов, каждый из нас хочет чего-то в жизни достичь, а не просто стать отцом или матерью. Кроме того, нужно обратить внимание и на самый финал, когда маски оказываются сброшены, и личность ребенка раскрыта. Учитывая его роль, выходит, что ребенок, по сути, руководит жизнью своих родителей. Наверное, здесь есть рациональное зерно, но я не уверена, что хочу этому умиляться.


Не могу сказать, что имею какие-либо существенные претензии к оформлению спектакля, за исключением того, что не вижу в стилизованной квартире, в одежде героев Италии и итальянцев, скорее, скандинавов. Кроме того, АББА на заднем плане – это тоже не про Италию. Впрочем, бесконечная Mamma mia! – это жирнющая и очевидная отсылка к одноименному мюзиклу, где, напомню, главная героиня искала отца, а нашла трех. Ну да, здесь их больше, но суть от этого не меняется. Думаю, мне, как любителю мюзиклов, такая пасхалка понравилась. А, еще мне понравилась штора на заднем плане – что-то в этом есть. А вот, несколько, огорчила некоторая нелогичность спектакля, скажем, неочевидность замешанности в общем деле всей пятерки, учитывая, что намеки были не на всех. Непоследовательно это.


Задействованные в спектакле ребята – очень хорошие! Особенно запомнился Ярослав Леонов (Серджио). Как хорош в своей сдержанной на фоне остальных роли, и парик ему очень идет, да, и камера его очень любит. Замечательно прекрасен, скрывать не буду. Впрочем, очень старались все, думаю, со временем, спектакль будет сверкать хотя бы их работами.


Знаете, поначалу, после первых минут у меня промелькнула мысль, что «Габриеле» больше подходит для МТЮЗа или РАМТа, но сейчас думаю, почему бы и Маяковке не поэкспериментировать?.. По ощущениям, чем-то близко к «Мизантроп и я», но полегче и беззаботнее (хотя не скажу, что лучше). Такая необязательная вещь для хорошего вечера, результат поисков ее создателями себя, как искали себя герои спектакля. Было для Маяковки необычно, и очень позитивно – не отнять! Полагаю, что «Габриеле» понравится, если идти совсем без ожиданий и в хорошем настроении. Постановка без претензий, и возможность для талантливой молодежи театра проявить себя и набраться опыта.


«Габриеле. Итальянская комедия» Фаусто Паравидино, Джампьеро Раппа. Режиссер Сергей Тонышев. Свет – Иван Васецкий; сценография – Филипп Шейн; костюмы – Владимир Кравченко. Малая сцена. Продолжительность 1 час 40 минут без антракта. Премьера 27 марта 2024 г.


Состав: Кира Насонова (Анджела); Иван Ковалюнас (Фаусто); Иван Сапфиров (Филиппо); Ярослав Леонов (Серджио); Семен Селешин (Андреа); Станислав Кардашев (Джампьеро); Максим Наумов (Голос).


Источник






×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot