В Маяковке Карбаускис поставил «беззубого» Брехта.
После сильных «Талантов и поклонников», буквально взорвавших прошлый театральный сезон, намерение режиссера Миндаугаса Карбаускиса поставить Брехта казалось чем-то само собой разумеющимся. Наконец-то, достойная труппа нашла «своего» руководителя и отныне будет одаривать публику постановками-подарками. Брех в общественном сознании синоним революции, его тексты — всегда боевой клич свергать режим и вытаскивать из тьмы веков униженных и оскорбленных. Поэтому анонсы «Господина Пунтилы» были полны уверенности в будущем спектакле. Мол, кто-кто, а Карбаускис точно выдаст актуальную сатиру на сегодняшнюю Россию. Но, увы и ах. При внешнем совершенстве (художник Сергей Бархин) и сильных актерских работах, никакой политики. Все чинно-благородно и исключительно приятно.
Известно, что Брехт видел целью своих произведений высмеивание зажравшейся верхушки и демонстрацию достоинств угнетенного рабочего класса. Главный герой пьесы, выбранной Карбаускисом — помещик Пунтила, самодур и тиран, любящий своих поданных только в случае крайней нетрезвости. Он просто обязан казаться зрителю безобразным. А если случайным образом заметить созвучие имени Пунтилы с кое-каким другим (как и намек на всем известный профиль в программке к спектаклю), так и вовсе должен был случиться у публики катарсис.
Но Карбаускис не оправдал ожиданий адептов политического театра — он поставил Брехта, как ставят сегодня Мольера или Бомарше. То есть как буржуазную комедию положений. Пунтила в гениальном исполнении Михаила Филиппова получился обаятельнейшим пьяницей. А его слуга Матти (замечательная работа Анатолия Лобоцкого) не классовым антагонистом, а обыкновенным работником, вынужденным крутиться, чтобы не остаться без зарплаты. Ни плохих, ни хороших здесь нет. Карбаускис исключил однозначность характеров. Он верен однажды выбранной манере — концентрироваться на мелочах, разглядывать своих героев как ближайших родственников. Всё понимать и всех жалеть. Ну, что с того, что Пунтила сватается ко всем деревенским девкам подряд? — и вовсе это не противно, а очень даже забавно. А как чудно он пьет, как трогательно спрашивает «ты мне друг?». Милейший, право слово, человек. А его Матти и вовсе похож на Фигаро или даже Дон Жуана.
Приключения героев — просто вариант веселого времяпрепровождения. Причем по обе стороны сцены. И актерам интересно, и публика довольна. И все же... упреков в «беззубости» «Пунтиле» не избежать. Ведь после просмотра этого безупречно сделанного спектакля, осталось загадкой самое главное — зачем режиссер, копаясь в Брехте, любые намеки на этого самого Брехта тщательнейшим образом заретушировал.