Пресса
30 Мая 2016

Как в притче о суде царя Соломона


\
В Театре им. Вл. Маяковского состоялась последняя премьера сезона - музыкальный спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг», написанной в 1945 году. Как ни странно, знаменитую пьесу большого друга нашей страны и выдающегося драматурга в СССР ставили мало, хотя именно в Театре им. Вл. Маяковского такой спектакль был в 1960-х. Но наиболее удачной считается тбилисская версия грузинского режиссера Роберта Стуруа...

Режиссер Никита Кобелев отважно взялся за непростую драматургию автора, к которому сегодня у нас проявляется особый интерес, а в этом театре, прямо скажем, к ней явно «неровно дышат». Миндаугас Карбаускис, когда пришел сюда в качестве худрука, тоже поставил брехтовскую пьесу – «Господин Пунтила и его слуга Матти». Новый спектакль идет в сопровождении музыки Пауля Дессау (автора брехтовского театра «Берлинер ансамбль»), которую исполняет квартет «Круглый бенд», и знаменитых песен-зонгов, он интересен глубокой режиссерской проработкой материала, актерскими удачами. Особенно это касается главной героини Груше, судомойки в доме губернатора.

Эту роль играет молодая актриса Юлия Соломатина. Первая главная роль - и сыграла ее она так, что долго не можешь забыть милого лица Груше, ее горящих глаз, ее импульсивности и целомудренной пылкости. В 2013 году Юлия окончила мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе и сразу была принята в труппу знаменитого театра, где уже успела обратить на себя внимание в постановках Миндаугаса Карбаускиса «Кант», «Господин Пунтила и его слуга Матти», «Русский роман» и других.

«Кавказский меловой круг» - пьеса-притча о совести, о свободе, о выборе при возможных неприятных и даже опасных последствиях. У Груше здесь главная роль, ведь сюжет на фоне глобальных событий, которые озвучивает «рассказчик» (Сергей Рубеко) - война с Персией, победа одних, поражение других, междоусобица, борьба за власть, - крутится вокруг судьбы этой простенькой с виду девушки. Простенькой, да не простой: характер и цельность натуры она проявляет буквально с первых минут действа в разговоре с влюбленным в нее Симоном (Павел Пархоменко). Уходящему на войну парню Груше без обиняков признается в любви, и в том, что она будет его ждать, будет верной, нет никакого сомнения. Но вихрь событий и крутые повороты судьбы во многом нарушили планы влюбленных...

И в пьесе Брехта, и в спектакле Никиты Кобелева красной нитью проходит мысль о том, каким все же может быть человек в экстремальной ситуации: кто-то способен на бескорыстный поступок, а кто-то только свою шкурку будет спасать. Жена убитого повстанцами губернатора Нателла, которую карикатурно играет Дарья Повереннова, так спешила покинуть дом под «натиском врага», что родного сына позабыла, младенца Михаила, с которым так картинно сюсюкала, пока все было тихо-мирно. Ее главной заботой было - захватить побольше нарядов, ведь убегала-то она в сопровождении молодого адъютанта, наперед просчитавшего будущие дивиденды от этой связи. Брошенный в пеленках губернаторский сын оказывается в руках бедной Груше, и тут начинаются перипетии, в результате которых она становится женой одного крестьянина...

На фоне этих событий «возникает» еще один герой - пьяница типа бомжа и вообще асоциальный элемент Аздак, роль которого размашисто играет Игорь Костолевский. Роль как будто специально написана на него, и тут уж он дает себе волю. Аздак - ключевая фигура спектакля, ведь это он, проповедующий анархию, нечистый на руку, волею судьбы (спасает Великого Князя от смерти) попадает на почетное место судьи. Текст Брехта и режиссерские акценты позволяют делать намеки и аллюзии на современность, на сегодняшние события в стране, но это как-то не особо захватывает - с нашими делами и без притч все ясненько. Настает момент, когда Аздак при всей неприглядности своего существования проявляет истинный гуманизм и справедливость. Вот эта тема сегодня действительно весьма актуальна. Справедливость! Как же ее не хватает! Когда Нателла, вернувшись из ссылки и понимая, что сын - наследник состояния убиенного губернатора, начинает вести борьбу с Груше за его возвращение, именно Аздак выносит справедливый вердикт. Вот еще наисовременнейшая тема - борьба за детей «с перспективой». Так кого же судья признает настоящей матерью? Понятно, что уж губернаторская-то вдова могла бы положить ему на лапу немало, но... Ну не мог Аздак не оценить самоотверженности не родной по крови матери Груше, отказавшейся тянуть мальчонку на свою сторону из «кавказского мелового круга», как и сказано в знаменитой притче библейского царя Соломона.

Ирина Шведова, «Московская правда»



Ссылка на источник:  http://mospravda.ru/culture_spectacles/article/kak_v_pritche_o_syde_carya_solomona/
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot