Пресса
29 Апреля 2023

Любовная мистерия

На Малой сцене Театра им. Вл. Маяковского состоялась премьера спектакля, позиционированного как психологический концерт по мотивам рассказа Тургенева «Фауст». Режиссер – Вера Камышникова.


Художник-постановщик – Эмиль Капелюш. Художник по костюмам – Яна Глушанок.  Композитор – Иван Соколов. Хореограф – Сергей Тонышев.

В ролях: Олег Ребров, Юлия Соломатина, Евгений Матвеев, Кирилл Кусков, Татьяна Рогозина, Анастасия Мишина.

Прославленная Малая сцена театра представляет первую премьеру юбилейного сезона, который уже начал праздновать свое 100-летие на Основной сцене и «Сцене на Сретенке».


В творческом наследии Тургенева рассказ «Фауст» не столь популярен в театре, как его знаменитые пьесы. Режиссер творчески расширила горизонт тургеневского повествования, добавив к основной фабуле материал знаменитых произведений о Фаусте – Гёте и Пушкина, превратив рассказ о любви в некое мистериальное действо, в котором принимают участие герои Тургенева.

Главный герой Павел Александрович  (Олег Ребров) знакомит зрителей с историей его любви к Вере Николаевне, с которой встречается после девятилетней разлуки. Его поражает ее юношеский облик, хотя  она стала замужней дамой, родившей троих детей, двух из которых потеряла. Юлия Соломатина прекрасно воплощает его восприятие ее как некой прекрасной куклы, которую ему хочется расколдовать: «Приятно разморозить какую-нибудь душу». В свои помощники он берет книгу, которая еще в юности оказала на него громадное влияние, – «Фауста» Гёте. В спектакле Фаустом становится сам рассказчик, а Мефистофилем – гость семьи, соседский гувернант немец Шиммель (Евгений Матвеев). «Оживает» и давно умершая мать Веры – мадам Ельцова (Татьяна Рогозина), образ которой является на сцену в ключевые моменты повествования, ведь это она внушала дочери, что читать книги ей не следует.


Театральный язык пытается расшифровать те сложные коллизии отношений  двух влюбленных людей: это и развернутые диалоги Фауста и Мефистофеля, и пластические экзерсисы участников истории, например в имеющей особое значение у Тургенева сцене, когда герои попадают в шторм на реке. Анастасия Мишина играет гувернантку в доме Приимковых, и она становится чуть ли не таким же важным действующим лицом в этой необычной истории. Персонажи эти вклиниваются в романтические отношения героев, как бы предрекая трагический финал истории, как это было у Гете. Не прочитавшая ни одной книги по желанию своей авантюрной матери, Вера была потрясена тем фантастически прекрасным миром гениальной литературы, прошедшим к ее 28 годам мимо, что жить, оставаться в реальности ее душа и тело уже не могли…

Режиссер говорит: «Сила воображения – движущая пружина обоих «Фаустов», и тургеневского, и оригинала Гёте. И в этом я вижу возможность театрального языка. Воображение, с одной стороны, азартно движет человеческим развитием и восприятием мира, с другой — легко вкручивает нас в излишнюю рефлексию и, как следствие, депрессию. Неспособность человека обуздать свои фантазии по поводу чего бы то ни было, преодолеть разрушительную силу воображения и есть зона вибрации нашего спектакля. Мефистофель – не абстрактный чертик с рогами и копытами, а вполне конкретная часть тебя самого, которая может взбунтоваться, спрыгнуть с колес и унести в запредельные выси».


Неожиданный подарок получили поклонники этого знаменитого театра-юбиляра, затронувшего такие высокие материи человеческого бытия, что хочется хоть на два часа уйти от современной реальности и вернуться в далекий мир романтических тургеневских героев и трогательных тургеневских девушек…

Источник статьи


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot