Московский академический театр им. Владимира Маяковского славится своим более-менее классическим репертуаром, однако в начале этого театрального сезона он заявил о достаточно смелой лаборатории с выпускниками первой (и пока единственной) мастерской Юрия Бутусова — тогда все восемь учеников режиссерского потока с дипломами, датированными 2024 годом, представили свои эскизы по русским рассказам ХХ века.
Из трех работ финалистов 28 февраля на Малой сцене театра был представлен так называемый театральный триптих «Маяковка + Бутусовцы. Итоги» — трехактный вечер с полностью самостоятельными высказываниями и двумя антрактами вошел в репертуар. Все работы объединены только лишь причастностью к мастеру, сохранившейся эскизной формой, временными рамками литературной основы и, конечно же, талантливой труппой Театра им. Маяковского.
Александр Цереня представил минималистичную и текстоцентричную работу, в основе которой лежит рассказ В. Набокова «Подлец». Ироническую (ввиду слога писателя) историю несостоявшегося поединка чести режиссер вывел в трагикомедию: движущей силой спектакля стал страх. Здесь также нашлось место отсылкам к «Евгению Онегину» А. Пушкина, «водным процедурам» и огромному количеству черно-белых перчаток — последними Антон Петрович не только изгоняет людей из своей жизни (перчатки стали своего рода символами «приумножения пощечин»), но и буквально давится в финале, как давится и своею боязнью всего. Главный герой показан Кириллом Кусковым в отрыве от времени и реальности, роль Берга исполняет Иван Выборнов, роль не только Татьяны — Юлия Соломатина. Художником постановки стала Мария Васильева, композитором — Олег Чукчеев.
Пластическая постановка Егора Ковалева по коротенькому рассказу Леонида Андреева «Герман и Марта» могла бы стать интермедийной безделицей между литературным и игровым театрами первого и третьего актов, однако драматическим актерам, заслуженному артисту РФ Юрию Кореневу и впервые за долгое время вышедшей на сцену Галине Беляевой, удалось, выдерживая темпоритм пантомимы и не прячась за авторским текстом, представить задуманное режиссером лирическое повествование о двух влюбленных почтенного возраста — от них было трудно отвести взгляд. В спектакле также принимали участие Кира Насонова и Ярослав Леонов. Сценография этой части стала оммажем сНежной буффонаде Славы Полунина. Егор Ковалев намеренно «уходил» от звучания текста в своей постановке: режиссер предлагает дозировать информационный шум, чтобы «заглянуть в себя и увидеть людей рядом» — только так можно понять, «когда гаснет всякая любовь». Художник пластического акта — Микеля Шмаевич, саунд-дизайнер — Алия Гришель, хореограф — Светлана Шуйская.
Завершал погружение зрителя в мир классики Иван Орлов — он показал игровую фантасмагорию по произведению Максима Горького «Страсти-мордасти». Режиссер также выступил художником-постановщиком, поместив своих героев в огромную картонную коробку, — ограничение сценического пространства внутри основной декорации символизирует разрушение мира главного героя, мальчика Леньки (Наталья Палагушкина) — он заперт в четырех стенах из-за болезни, но свободно перемещается по другим мирам, мирам собственного воображения. Прочие герои (включая «питомцев» неходячего ребенка) — во многом благодаря этюдному способу существования — «наглядно» стали «деградирующими» насекомыми. Артисты Ольга Ергина, Станислав Кардашев, Анна Лобоцкая, Семен Алешин, Никита Языков и др. и саунд-дизайнер Алия Гришель следуют непростой режиссерской задаче вокруг главного смыслового слова: «утешеньице». Концовка демонстрирует режиссерское противостояние авторскому тексту и, несмотря на «острую агрессивную среду», дарит надежду на светлый финал — спасительная бабочка «выбивается» из общего визуального ряда.
Эмоциональное напряжение всех частей театрального триптиха в какой-то мере действительно транслирует понятия школы Бутусова: его почерк, приемы и поэтику — однако все это максимально сглажено, возможно, в угоду академическим стенам Театра им. Маяковского и его публике. Однако нельзя не отметить имеющийся у всех трех финалистов лаборатории диалог с произведениями и труппой. Пусть бутусовская экспрессивность здесь показана не так ярко, как ожидалось многими, но эти итоги все же не слепое подражание мастеру, а выполнение заказа театра новым поколением русской режиссуры.
Ольга Владимирская и Мария Иншакова специально для MuseCube
Фоторепортаж Ольги Загородниковой можно увидеть здесь