В начале сезона Театр Маяковского запустил лабораторию «Маяковка+Бутусовцы». В рамках нее восемь выпускников Мастерской Юрия Бутусова создали эскизы на тему «Русский рассказ XX века». Три из этих эскизов теперь вошли в репертуар театра.
Работы Александра Церени, Ивана Орлова и Егора Ковалева как бы объединены в один трехчастный спектакль, но при этом сохраняют эскизность и самостоятельность высказывания. Постановки очень разные с точки зрения как выбранного материала, так и формы.
Александр Цереня очень литературоцентрично поставил «Подлеца» Набокова, на визуальном уровне подчеркнув шахматную композицию текста и пристрастие писателя к этой игре. Только вместо клеток шахматной доски здесь сотни черно-белых дуэльных перчаток, и любая из них — рискованный ход и некий символ всепоглощающего страха. Именно он — главный герой и движущий импульс спектакля. Антону Петровичу лишь остается жадно заглатывать свой страх, воплощенный в черной перчатке, вместе с сэндвичем. Эта финальная сцена — очень говорящая и самая сильная в работе Церени.
Егор Ковалев создал тонкую, не требующую слов интерпретацию рассказа Леонида Андреева «Герман и Марта». Это пластический спектакль о хрупкой любви двух вдовцов «серебряного» возраста. Галина Беляева в образе Марты получилась совершенно внеземной. Блаженная печаль в глазах актрисы как будто сразу настраивала зрителя на трагический для ее героини финал. Из всех трех спектаклей здесь, пожалуй, больше всего от поэтики Бутусова — проникновенная музыка, герои на грани жизни и смерти, потусторонние оголенные деревья.
Завершает триптих спектакль Ивана Орлова по рассказу Горького «Страсти-мордасти». Очень экспрессивная работа, сценография которой погружает в атмосферу ночлежки из пьесы «На дне». На связь с этим текстом Горького режиссер намекает и прямой цитатой: «… ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все прыгают». Герои Орлова здесь действительно полулюди-полунасекомые, обитающие в огромной коробке, среди груды мусора. Но даже эти опустившиеся на дно жизни люди (часто не по своей воле) заслуживают того, чтобы ловить ладошками бабочку надежды, иметь свое «утешеньице» или быть им для кого-то другого.
В каждой работе есть свои цепляющие элементы, но чтобы действительно проникнуться магией театра бутусовцев, очень рекомендуем ознакомиться и с их самостоятельными работами.
Яся Трутнева, Telegram-канала [art] common grounds