В начале сезона в театре Маяковского проходила режиссерская лаборатория. Худрук театра Егор Перегудов пригласил выпускников курса Юрия Бутусова поучаствовать в лаборатории "Русский рассказ двадцатого века". На создание спектакля был месяц. Из восьми работ отобрали три и объединили в один спектакль.
Это вечер для театральных гурманов. Три спектакля за вечер - порция не для начинающих. Три режиссера, три писателя, три разных подхода к постановке. Каждая постановка идёт около часа плюс два антракта. Полноценный театральный ужин - салат, горячее и десерт.
Подлец
По рассказу Владимира Набокова
Режиссер - Александр Цереня
Четко следуя за Набоковым, режиссер отправляется со зрителями в 1920-е в Берлин. Главный герой Антон Петрович (Кирилл Кусков) - робкий, неуверенный в себе человек, застает любовника у жены и решается на страшный для шаг - вызвать подлеца на дуэль. Душевные терзания героя, осознавшего последствия и близость смерти, решающего забыть или вспомнить о чести, разворачиваются на фоне оглушающе красивой картинки.
Чёрное платье, обнаженная спина и длинный мундштук с дымящейся сигаретой - сгибается в восхитительно-салонных позах жена Таня (Юлия Соломатина).
Смертельно красивы сотни летящих дождем черно-белых перчаток. А конфетти в лицо - оммаж бутусовскому "Бегу". И многофункциональный ящик для декораций, превращающийся то в трамвай, то в трактир, то в гроб, то просто в ящик монтажного цеха, крышка которого захлопнется с оглушительным звуком.
Герман и Марта
По рассказу Леонида Андреева
Режиссер - Егор Ковалев
Для кристально холодного текста Леонида Андреева Егор Ковалев выбрал язык пластики. Здесь, в Мецикюлях люди скупы на слова и нелюбопытны, а друг от друга они прячутся за высокими заборами. Но иногда и здесь происходит что-то сродни чуду. Это тихий спектакль о негромкой настоящей любви на всю жизнь... Она прячется во взглядах, скрывается в прикосновениях, растворяется в воздухе. Из короткой тонкой книжечки Егор Ковалев создал толстый альбом неярких акварельных зарисовок. Любовь здесь подобна свету, который освещает и меняет всё. И без неё жить уже невозможно.
Очень красивый, но мучительно медленный спектакль.
Страсти-мордасти
По рассказу Максима Горького
Режиссер - Иван Орлов
Придут Страсти-Мордасти,
Приведут с собой Напасти;
Приведут они Напасти,
Изорвут сердце на части!
Ой беда, ой беда!
Куда спрячемся, куда?
На мой вкус, самый сильный и самый жуткий спектакль триплета. Героев Максима Горького режиссер Иван Орлов отправляет прямо на дно. В прямом смысле - на дно картонной коробки-"зверильницы". Импровизированный инсектарий - единственная радость для мальчика Леньки, который живёт в коробке в подвале и с рождения не может ходить. На сцене - пугающая до дрожи фантасмагория. Люди превращаются в насекомых, насекомые - в людей и опять, и снова. И дирижирует всем Ленька (Наталья Палагушкина) - почти инфернальный мальчик, искусный манипулятор, которого и жалко, и дрожь от него берет. И нет никому здесь никакого "утешеньица". Сплошные страсти-мордасти.
В целом, очень здорово, что все молодые режиссеры переняли у учителя главное. Умение выводить зрителя на эмоции. Бесценно.
Telegram-канал "Театральный ПоНедельник"
Источник