основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04

Уважаемые зрители! Узнать больше о правилах переоформления именного билета можно здесь.

2 Мая 2025

Онегин-разрушитель: «Евгений Онегин» Егора Перегудова в Маяковке

В Театре имени Маяковского Егор Перегудов пересобирает «Евгения Онегина» А.С. Пушкина в новый сюжет, более динамичный для современного сценического действия. К литературному материалу режиссер относится с уважением. К тому же в постановку включен не только оригинальный текст, всем знакомый со школьных лет, но и фрагменты из черновых версий романа в стихах, также звучат и другие произведения поэта. Например, Ленский поет под гитару «Я помню чудное мгновенье…», а в момент дуэли герои цитируют стихотворение «Зимнее утро». Жизнерадостные строки еще более явно подчеркивают трагичность момента. Поэт Владимир Ленский в исполнении Никиты Языкова декламирует стихотворения Пушкина как свои, а Мамука Патарава в роли Евгения Онегина внешне похож на поэта. И в том, и в другом герое есть черты их создателя, но ни один из них не является автопортретом, а только одной из граней личности Пушкина.


Выводить на сцену такие известные классические произведения, как роман в стихах «Евгений Онегин», особенно сложно. Из-за того, что мы привыкли к нему, труднее его переосмыслить по-новому. Перегудов осмеливается на эксперимент, при этом делает такой спектакль, где не скрывает, а явно говорит через актеров и их жесты — это всего лишь интерпретация, не питайте иллюзий, что действия на сцене обладают исключительной подлинностью, это только игра. Постановка не перегружена задумчивостью и драматизмом, здесь много моментов комичных, даже словно бы детских.


Эпизод, когда Татьяна (Варвара Бочкова) страдает от своих чувств и доверяет их своей няне, изначально серьезный, но становится смешным из-за диссонанса. Няня говорит о том, что Таня побледнела, и беспокоится, не больна ли девушка. В это время Ларина исполняет номер в современной хореографии, ломанный и странный. С одной стороны, эти пластические зарисовки демонстрируют порывы ее души, которая сама еще как будто не знает, что с ней, и корчится в новых для нее формах. С другой, сам момент вызывает смех из-за тона няни в исполнении Татьяны Орловой. Колоритная актриса снижает градус пафоса и серьезности момента.



Когда Таня осознает, что влюблена, она переодевается в красное платье. Этот цвет всегда ассоциируется с любовью, а также со страстью и кровью, с чем-то демоническим. Как показать сцену с письмом Татьяны? Все его учили в школе наизусть. Что тут можно придумать такого, что перебьет наши воспоминания из детства и вызовет новые эмоции? Режиссер решил эту задачу так. Пока Онегин с персонажем-рассказчиком изучает письмо Татьяны, актриса наматывает круги по залу. Она бежит в красном платье со сцены и через зрительный зал возвращается обратно. Причем актриса делает так не раз и не два, а пробегает целый марафон из кругов семи или десяти. Наше сердце замирает. То, что происходит на сцене, становится не так важно. Мы волнуемся за актрису. Не споткнется ли она? Не задохнется ли она? Перегудов заставляет нас волноваться о главной героине. Правда, мы сокрушаемся в основном об ее физическом состоянии в этот момент. Но ведь и бег — метафора мечущейся души, которую она открывает в письме Евгению.


Однако главный герой хладнокровно гасит чувства девушки своим монологом так же, как он тушит чуть позже свечи кием от бильярда. Для Онегина эти пламенные признания — не более чем игра, к которой он уже привык. Своему другу Ленскому он признается, что выбрал бы другую сестру, не Ольгу (Алена Васина), а Татьяну. Но Евгений не дает симпатии развиться во влюбленность и заливает свои искры чувств алкоголем, со звоном разбивая бутылки, которых на сцене нет.



Зато на сцене в самом финале спектакля появляются настоящие сосульки, сталактитами нависающие над актерами. Сложная декорация, которую Евгений Онегин с дребезгом разбивает после разговора с Татьяной, уже не Лариной. Чувства главной героини остыли, превратившись в лед, который, правда, тает при виде Евгения. Но уже ничего нельзя изменить. Единственное, что может сделать Онегин в порыве своих чувств — крушить, ломать, разбивать, как он делал это и раньше. Ведь он сломал не только жизнь свою и Татьяны, но и ее сестры Ольги и его друга Владимира Ленского. Онегин так обычно развлекался, играя чувствами других, но в этот раз результат игры — смерть совсем молодого человека.


Многие моменты в спектакле нарочито условные. Например, наступление зимы объявляет актер в тулупе с мешком искусственного снега, который он равномерно разбрасывает по сцене. Сугробы потом формируются из белых одеял и подушек, в которых спят все герои, пока происходит дуэль. При этом огонь и лед на сцене настоящие, как и чувства Татьяны. Главная героиня, выросшая на просторах русских полей и лесов, очень искренняя и тонко чувствующая девушка. Но ее окружает много фальши. Любовные романы, которые она взахлеб читает, окутывают ее иллюзиями, из-за которых она потом влюбляется в Онегина, такого загадочного персонажа, как из книги. Даже ее семья, самые близкие люди, как будто недостаточно настоящие. В сцене сна Татьяны вместо чудовищ в избе за столом сидят члены ее семьи, темные силуэты, подсвеченные сзади и дергающиеся в однообразных конвульсиях. А руководит ими Евгений Онегин. Получается все окружение Татьяны как будто настроено против нее. Точнее никто ее как романтическую героиню не понимает. А Онегин еще и пытается ей манипулировать, завернув в скатерть как в кокон, в котором героиня не в силах пошевелиться.



В спектакле часто используется прием повторов, подчеркивающий важность не только определенных слов и движений, но и сцен, которые мы воспринимаем иначе в зависимости от уже показанного на сцене. Музыка как один из завершающих штрихов картины добавляет то лирики, то динамики, сочетая классику и электронную обработку.


Так из литературного источника складывается смелый, яркий и остроумный спектакль, заставляющий по-новому взглянуть на знакомых героев и обнаружить в них не только черты Пушкина, но и своих современников, а может быть даже себя. Потому что важно, не в какое время происходит эта история, а кто в ней участвует.



Блог молодых и начинающих театральных критиков «Точка зрения»
Об авторе: Полина Куревлева окончила магистратуру РГГУ, историко-филологический факультет, кафедра истории театра и кино, театральной и кинокритики, младший научный сотрудник и аспирантка Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.

Источник


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
На сайте осуществляется обработка файлов cookie с использованием метрических программ "Яндекс. Метрика" и "Цифровая культура". Подробнее.
Даю согласие