В спектакле заняты всего пять актёров. В роли Обломова – Вячеслав Ковалев, лауреат премии «Золотая маска». Непривычный для актёра образ и смена тональности голоса. По словам самого Вячеслава, Обломова способен сыграть только человек, далёкий от образа Обломова как такового. Захара играет блистательный Анатолий Лобоцкий, который живо воплощает образ и трогательно передает его характер. Именно таким и запомнился слуга Обломова при прочтении книги. Роль Ольги Ильинской исполняет Анастасия Мишина, Агафью Пшеницыну играет Ольга Ергина, а всех остальных героев – Илья Никулин. Вы спросите, где же Штольц. А его нет. Он будет призрачным персонажем, образ которого останется висеть в воздухе на протяжении всего спектакля. Мы лишь увидим его портрет на пианино и услышим разговоры о нём. Обязанности Штольца возьмёт на себя Ольга и будет пытаться направить Обломова на путь исцеления. По указанию дорогого друга Обломова Ольга будет петь много арий и романсов и произнесёт несколько фраз, которые в романе принадлежат Штольцу.
Музыку к спектаклю написал великолепный Фаустас Латенас, написавший музыку ко всем постановкам Римаса Туминаса в Театре им. Евг. Вахтангова и это его первое сотрудничество с Миндаугасом Карбаускисом и Театром Маяковского. Фоном звучит мелодия арии Casta Diva из оперы Беллини, переходящая в молитву. В одной из сцен Ольга Ильинская исполняет «Вечернюю серенаду» Франца Шуберта. Через музыку Обломов раскрывается перед нами с другой стороны, становится искренним беззащитным человеком, который пугается своих чувств. Для сцены сна Обломова настолько точно подобрана традиционная русская колыбельная, как будто сама нянька из детства напевает ему эту песню. Мелодия заставляет зрителей вместе с Обломовым погрузиться в свои мечтания. Во сне Илья Ильич возвращается в своё детство – беспечное время – и вопрошает, обращаясь к зрителям: «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка?». Эта фраза лейтмотивом проходит через весь спектакль.
Костюмы для героев придумала Мария Данилова, один из самых известных театральных художников. Бордовый халат Обломова, словно покрывало из гобелена, представляется как отдельный герой – «второй» Обломов, раскинувшийся на диване в гостиной. Один из нарядов Ольги Ильинской – платье зелёного оттенка – гармонирует с декорациями комнаты Обломова, создавая ощущение уюта для главного героя.
Пространство для спектакля оформил неповторимый сценограф Сергей Бархин, на счету которого более двухсот спектаклей в театрах разных стран. Сценография удивительна по своим деталям и символам: гостиная дома Обломова цвета морской волны в пастельных тонах, словно игрушечный домик, деревянная мебель, коллекция дымковских игрушек на секретере как связь поколений, запылённые окна, скрипящие двери и спинка дивана, прилипший к подносу графин, ветка сирени в кувшине. Комната дома Пшеницыной, к которой переезжает Обломов, отличается только лишь цветом – вместо зелёных пастельных стен появляются нежно-розовые.
Обломов то сидит, то лежит на диване, время от времени подзывая к себе Захара, ругает его за беспорядок, церемониально сдувает пыль с бумаг и наслаждается танцем пылинок вместе с Захаром. Такое неспешно ленивое времяпрепровождение и спокойствие обстановки нарушают приходящие гости, которые стараются всеми правдами и неправдами вытащить Обломова из кровати, но попытки тщетны. Перемены пугают Илью Ильича. Доктор предлагает ему уехать за границу лечиться виноградом, но Обломов отказывается. Интересно отметить, что позже пиалу с виноградом будет держать Ольга при первой встрече с Обломовым.
Несмотря на многоплановость произведения Гончарова, Карбаускису удалось создать очень цельный спектакль, убрать «лишний шум», сделать акцент на особых деталях и при этом сохранить ясность главной мысли. В спектакле много правды, человеческих движений, раскрывающих всю суть понятия «обломовщины» как национальной черты русского характера…
Вас, наверное, мучает вопрос, почему же Карбаускис принял решение убрать Штольца, ключевого героя романа? Ответ кроется внутри спектакля.
Светлана Ковалева, «Localdramaqueen.ru»