основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04

Уважаемые зрители, с 15 марта в Театре Маяковского введено посещение спектаклей по именным билетам. Узнать больше о новых правилах покупки.

13 Февраля 2025

Премьера в Театре Маяковского, которая заставляет поновому взглянуть на текст Пушкина (да, как оказалось, это до сих пор возможно)



Егор Перегудов поставил «Евгения Онегина» в Театре Маяковского именно так, как его нужно ставить в XXI веке. И дело вовсе не в так называемом современном прочтении классики, которое для многих театралов является синонимом дурного вкуса. Режиссер по-новому взглянул на текст Пушкина: сделал его доступным, добавил в него воздуха, но при этом оригинальные стихи остались неизменными. Как Перегудову удалось изменить все, не изменив ничего, — загадка. Но даже те, кто читал оригинал бесчисленное количество раз, наверняка откроют для себя подробности, которые раньше оставались без внимания.


Перегудов и сам очень точно озвучивает миссию постановки: он уходит от школьного штампа, в котором «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», его спектакль — это личный дневник Пушкина.


Штампы относительно этого романа в стихах, которые сидели в нас годами, разрушаются один за другим. «Евгений Онегин» в Театре Маяковского поставлен с чистого листа, он абсолютно не опирается на бесчисленное число других театральных постановок и экранизаций. Например, в тексте Пушкина описание внешности Татьяны практически отсутствует, автор делает упор на ее внутренний мир. Но все почему-то решили, что она непременно должна быть брюнеткой, должна быть значительно старше своей сестры Ольги (хотя их разница в возрасте, вероятно, около года), а еще — что ее кроткий характер обязательно должен быть доведен до абсолюта. Перегудов избавляется от прежних установок и создает свою


Татьяну, которая, впрочем, совсем не противоречит первоисточнику. Тем не менее принять «новую» героиню зрителям непросто, и на протяжении всего первого акта у многих из них возникают мысли: «А что, так можно было?»





Актриса Варвара Бочкова, играющая Татьяну, очень молода — театральный институт окончила только в прошлом году. Надо сказать, что все исполнители главных ролей максимально приближены к возрасту своих героев, и это своего рода вызов: раньше, чтобы играть в театре роли такого масштаба, нужно было заслужить признание и обладать авторитетом в труппе. Однако новый подход стоит назвать удачным: молодые актеры очень точно проживают потрясения, с которыми сталкиваются их герои-ровесники. В первом акте Татьяна в исполнении Бочковой порой даже вызывает отторжение. Она ведет себя очень по-детски: кричит, катается по полу, странно танцует (но очень талантливо, Варвара — бывшая студентка Академии Русского балета Вагановой) — в общем, делает все то, что ортодоксальная Татьяна никогда бы делать не стала. Но во втором акте становится ясно, что нестандартное поведение главной героини неслучайно: это сделано, чтобы во втором акте мы более явственно оценили ее внутренние перемены. Перед нами предстает уже взрослая женщина, в которой не осталось ни капли взбалмошной девочки, без памяти влюбившейся в Онегина.




Мамуку Патараву, исполняющего роль Онегина, называют российским Тимоти Шаламе, но давайте оставим эти лавры Марку Эйдельштейну. Кажется, что Мамука был создан для роли Онегина: он невероятно точно создает образ самовлюбленного и жесткого, но при этом невероятно притягательного персонажа. Наверное, современные психологи навесили бы на него ярлык перверзного нарцисса.

Его Онегин ироничен, остроумен, красив и в чем-то похож на самого Пушкина.


И если к способу сценического существования Татьяны вопросы еще возникают, то Онегин, уверена, убедит всех, а имя Мамуки Патаравы мы еще не раз услышим в числе номинантов на всевозможные театральные премии. Это не первая его роль, но думаю, что именно она станет в его карьере знаковой.