Егор Перегудов поставил «Евгения Онегина» в Театре Маяковского именно так, как его нужно ставить в XXI веке. И дело вовсе не в так называемом современном прочтении классики, которое для многих театралов является синонимом дурного вкуса. Режиссер по-новому взглянул на текст Пушкина: сделал его доступным, добавил в него воздуха, но при этом оригинальные стихи остались неизменными. Как Перегудову удалось изменить все, не изменив ничего, — загадка. Но даже те, кто читал оригинал бесчисленное количество раз, наверняка откроют для себя подробности, которые раньше оставались без внимания.
Перегудов и сам очень точно озвучивает миссию постановки: он уходит от школьного штампа, в котором «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», его спектакль — это личный дневник Пушкина.
Штампы относительно этого романа в стихах, которые сидели в нас годами, разрушаются один за другим. «Евгений Онегин» в Театре Маяковского поставлен с чистого листа, он абсолютно не опирается на бесчисленное число других театральных постановок и экранизаций. Например, в тексте Пушкина описание внешности Татьяны практически отсутствует, автор делает упор на ее внутренний мир. Но все почему-то решили, что она непременно должна быть брюнеткой, должна быть значительно старше своей сестры Ольги (хотя их разница в возрасте, вероятно, около года), а еще — что ее кроткий характер обязательно должен быть доведен до абсолюта. Перегудов избавляется от прежних установок и создает свою
Татьяну, которая, впрочем, совсем не противоречит первоисточнику. Тем не менее принять «новую» героиню зрителям непросто, и на протяжении всего первого акта у многих из них возникают мысли: «А что, так можно было?»
Его
Онегин ироничен, остроумен, красив и в чем-то похож на самого Пушкина.
И если к способу сценического существования Татьяны вопросы еще возникают, то Онегин, уверена, убедит всех, а имя Мамуки Патаравы мы еще не раз услышим в числе номинантов на всевозможные театральные премии. Это не первая его роль, но думаю, что именно она станет в его карьере знаковой.