Популярная армянская писательница Наринэ Абгарян умеет любую историю рассказать светло. Ее имя чаще всего ассоциируется с очаровательными и бесхитростными книгами про девочку Манюню и ее взросление. Роман «Симон» совсем другой – это глубокая женская проза, местами философская и даже трагическая. Режиссер Денис Хуснияров сумел найти сценический эквивалент ее густой и нежной прозе, подчеркнув жизнеутверждающее начало истории про любовные похождения каменщика Симона. Непритязательный житейский юмор добавил спектаклю привлекательности. Как результат – в репертуаре Маяковки появился крепкий зрительский хит.
Для театра инсценировку написала драматург Ирина Васьковская (автор пьес «Кот стыда», «Девушки в любви», неоднократно поставленных в российских театрах). Она существенно купировала авторский текст, сделав выпуклее любовную сюжетную линию. После смерти каменщика Симона в доме собираются все его женщины. Внушительная коллекция сердец, особенно если учесть, что прожил он жизнь в маленьком городке. Героини, разумеется, знают не только друг о друге, но и сколько кому досталось счастья. Каждая считает своим долгом рассказать соперницам о «своем» Симоне. Их сменяющие друг друга долгие монологи двигают спектакль вперед.
В каждый монолог «зашита» личная боль и поломанная судьба. Никто из любовей Симона не был счастлив в жизни до него. И не был после. Только на время романа с ним они оживали, согретые искренним теплом и неподдельным мужским восхищением. Щемящее чувство короткого счастья на фоне беспросветно трудной жизни передано в этом спектакле очень точно. И именно это добавляет ему объема, отдельного от просто мелодраматического.
В равной степени запоминающиеся актрисы Театра Маяковского – Зоя Кайдановская, Дарья Повереннова, Александра Ровенских, Наталия Филиппова, Юлия Силаева – чувствуют глубину характеров своих героинь, их неоднозначность, сложность и красоту. И потому превращают женские монологи в актерские бенефисы, демонстрируя публике не только сожаление об угасшем чувстве, но и доброту, юмор (в спектакле много смеются), бесконечную эмпатию и мудрость. Их характеры и судьбы убедительны и узнаваемы.
Чего, однако, в полной мере нельзя сказать о Симоне – его играет Алексей Дякин (многие помнят актера по роли Николая Второго из английского сериала «Корона»). Образ светлого, в чем-то по-детски наивного человека, увлекающегося и остывающего с завидной регулярностью, безусловно, яркий. Но в его жизнеподобии нет-нет да и хочется усомниться. Благодушие и чуткость вкупе с любвеобильностью, скорее, исключение, чем правило. Оттого, быть может, несколько натянутым кажется финал, в котором Симон, совершенно успокоенный всеобщим женским прощением, под счастливые аплодисменты зрительного зала отправляется на небеса уже после собственных похорон.
Интересно, что пряную атмосферу армянского юга в спектакле передают исключительно редкими ремарками из уст любовниц Симона. Визуальное же решение экстравагантно и минималистично. Художником выступил Семен Пастух. Обладатель «Золотой маски», он оформил сотни спектаклей, в том числе в Большом и Мариинском театрах, Американском театре балета в Нью-Йорке, Норвежском национальном театре и концертном зале NHK в Токио. В Маяковке Пастух придумал обить всю сцену деревом – глядя на нее, можно представить, что находишься внутри сарая, залитого южным солнцем. А может быть, и просторного гроба (все же дело происходит на похоронах). Лаконичная сценография работает на контрасте с эффектными костюмами авторства художницы Стефании Граурогкайте. Вот где отрада женскому глазу – броские украшения, широкие юбки, соблазнительные чулки.
Что же касается сложных режиссерских решений, то Денис Хуснияров их не предлагает. В арсенале нового художественного руководителя театра «СамАрт» – аккуратные мизансцены, крепкая работа с текстом и, в целом, предельная режиссерская осторожность. Он делает ставку на актеров, заполучивших в свой репертуар фактурные и сочные роли, и на публику, готовую эмоционально реагировать на знакомые ситуации «из жизни».
Зрительский успех при такой формуле вполне предсказуем. И кажется, этого расчета никто не скрывает. «Симон» – спектакль, не пытающийся казаться больше, чем он есть. Он поставлен и сыгран по тем же лекалам, что всенародно любимые кинокомедии Георгия Данелии и Леонида Гайдая. В них все герои родные, а лучшим и единственным средством против любых бедствий остается смех. Даже если это смех сквозь слезы.