
Сны – явление, окутанное флёром тайны, в них много неизведанного и даже мистического. Они формируют сюжеты в искусстве и повседневности, вдохновляют на открытия, позволяют увидеть альтернативные сценарии жизни или принять решение. В этой концепции и развернулся спектакль «Сны моего отца 2.0» режиссёра Егора Перегудова. Премьерные показы прошли в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского 13 и 14 сентября.
Версия с пометкой «2.0» родилась из постановки «Сны моего отца», увидевшей свет в РАМТ в 2021 году. По заверению режиссёра, нынешний спектакль не просто переехал в новые для себя стены, а был доработан – в том числе благодаря сотрудничеству с автором текстов обеих версий Романом Михайловым. В основу легли его сборники «Ягоды» и «Праздники», а также свежие произведения.
Дуэт этих креаторов прекрасен в своей неординарности: Перегудов сочетает роли худрука, театрального режиссёра, педагога и переводчика, а Михайлов к научной карьере в какой-то момент добавил деятельность писателя, сценариста, режиссёра театра и кино. Результат их совместной работы получился чарующим.
Изобретательность создателей встречает публику, что называется, на пороге: нестандартные звонки, оповещающие о скором начале спектакля (симпатичная пасхалка для внимательных!), необычная точка входа в зал, а бонусом к напоминанию о выключении телефонов – нетипичное приветствие. Последнее сразу многое объяснит даже неподготовленному зрителю, а знатоку, скорее, напомнит: «Вы находитесь в пространстве волшебных историй Романа Михайлова: места здесь шаткие, зыбкие, невменяемые. Не пытайтесь самостоятельно покинуть их – выход вы всё равно не найдёте».
Но выбраться из зала во время действия сложно ещё и чисто технически – и тут приходит время сказать о самом пространстве. Диорамой безумия его окрестили не зря: стоит быть готовым к сюрпризам, абсурду и не всегда понятным вещам. Например, к расположению зрителей прямо на Основной сцене театра. Или к тому, что в первые минуты заходящие увидят лишь скромную кухоньку. Но скоро, как только пол под собравшимися придёт в плавное движение, окажется, что кухня – только одна из локаций. Здесь раскинулась целая вселенная! И её частью станут даже непривычно пустующие в день спектакля красные кресла всё той же Основной сцены – впрочем, действо эффектно затронет и эту локацию.
А начинается всё со встречи отца (Сергей Рубеко) и сына Володи (Сергей Беляев). Они давно не виделись: первый, смущаясь, протягивает скромный букетик в знак радости встречи, второй неловко ведёт диалог, сбиваясь в обращении на «Вы». Постепенно вечная тема отцов и детей уходит в глубину: этим людям как будто не о чем спорить, но точно есть, о чем поговорить. Судьба даёт им шанс поделиться главным и сокровенным, но возможностью герои воспользуются не совсем привычным образом.
Сын узнает об отце неожиданные для себя детали, погружаясь то ли в сон о своей жизни, то ли в миры, сконструированные кем-то на грани суровой реальности и сказочных фантазий. И где-то там Володе предстоит путешествие, в котором они с другом – застенчивым Диджеем (Иван Выборнов) – поедут в далёкую деревню за ложками. Туда их отправляет Урод (его играет Денис Шведов из РАМТ – единственный актёр из первого состава спектакля), персонаж загадочный и с интересным происхождением своего прозвища. Стоит ли говорить, что поездка с первых минут превратится не просто в приключение, но и в калейдоскоп ребусов? Места, испытания, новые и знакомые лица, а заодно попытки предсказать, куда приведет эта дорога.
Ассоциации при погружении в сюжет приходят разные: здесь видятся и изящный оммаж древнегреческой «Одиссее», только на более современный лад, и отсылки к «Началу» Нолана. Культурного контекста добавляют мысли разной степени дерзости на досках, встроенных в интерьер – от фраз, ставших мемами, до цитат Майкла Джексона и Ирвина Уэлша. И смотреть на происходящее можно по-разному: разгадывать смыслы, параллельно проваливаясь в анализ исторического контекста и человеческой натуры, или просто влиться в поток и наслаждаться. Красоты достаточно на всех уровнях: визуальном (от сценографа Владимира Арефьева и художника по свету Андрея Абрамова), музыкальном (от композитора Сергея Филиппова) и эмоциональном (за это стоит поблагодарить сразу всю команду).
Финал восхищает своей кинематографичностью. Последний «заезд» круга, реплики, в которых ощущение вихря сменит стадия заземления… Что-то станет окончательно ясно, какие-то вопросы так и останутся без ответа. Но, благодаря количеству внешних и внутренних слоёв, спектакль, как шкатулка с сокровищами, будет вдохновлять на возвращение, раз за разом открывая ранее ускользнувшее от взора и разума.
В «Снах моего отца 2.0» нет перебора с философией или намеренным назиданием, но магическим образом после оваций вдруг захочется обратиться к себе самому – маленькому или большому, напуганному или уверенному, реализовавшему свои мечты или позабывшему о них. И повторить мысль, озвученную в начале постановки: «Иногда приходится проходить через настоящие внутренние сражения, чтобы зажить и засветиться». В реальности – нашей или любой другой – об этом, кажется, очень важно помнить.
Евгения Троицкая, «Musecube»