— В советское время в Москве было около 30 театров — их поддерживало государство. А сейчас их у нас уже больше двухсот! Ведь открыть театр сегодня гораздо проще. Особых проблем, в общем-то, нет — если, конечно, проект окупается. А театральное искусство — это очень и очень дорого. Когда господдержка была мощной, наш Театр имени Маяковского мог позволить себе двухмесячные гастроли. А сейчас они длятся в лучшем случае 3–4 дня. Потому что сборы не всегда покрывают затраты.
А еще в последние годы появилась тенденция: зрители идут не только на любимых артистов, но и на какую-то конкретную постановку, может, и не самого известного театра. Но большинство зрителей ходят все-таки в театры с богатой историей и традициями. Это понятно, ведь люди знают, что идут на гарантированно качественные постановки.
Драматический театр
В основе спектакля лежит литературное произведение, чаще классическое. Драма подразумевает выражение мыслей и эмоций не только посредством слов и мимики, в ней могут быть использованы музыка, песни и танцы.
Театр теней
Для постановок используют большой полупрозрачный экран и марионеток. Зародился этот жанр в Китае.
Оперы и балета
Как следует из названия, здесь идут представления только этих жанров. Одна из особенностей архитектуры таких театров — оркестровая яма. Ведь спектакли проходят в живом музыкальном сопровождении.
Кукольный
В этом театре актеры сами не появляются на сцене. Они управляют куклами — персонажами спектакля. Есть разные виды кукольных театров: стендовый, театр ростовой куклы, напольный, наручный и даже настольный.
Уличный
Действие происходит на открытом воздухе. Главная «фишка» представлений — импровизация. В действие часто вовлекают зрителей. Поэтому представления уличного театра часто носят экспериментальный характер.
Музыкальный
Основа спектакля — пение и танцы. Здесь обычно показывают мюзиклы и оперетты. Представления отличаются яркой подачей, чаще в стихотворной форме, и призваны развлекать.
Театр зверей
Участниками представлений в таких театрах являются животные — начиная от мышей и заканчивая слонами.
Подводный
Здесь сочетаются подводное плавание и... балет. Идея такого вида искусства зародилась в России. Актеры задерживают дыхание на 3–4 минуты, а всплывают за воздухом в тех частях бассейна, которые не видны зрителям. На фото: актриса подводного театра.
Театр комедии
В отличие от драмы и трагедии, возвышенность сюжетной линии в комедии намеренно принижается, а на первый план выдвигается комизм.
Театр юного зрителя
Его аудиторией в основном являются дети, подростки и молодые люди. Многие спектакли — интерактивные.
Кабуки: цвет имеет значение
Один из самых необычных театров в мире — японский театр кабуки, сочетающий пение, музыку, танец и драму. Все роли в кабуки играют мужчины. Актеры используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой. Так, если актер играет молодую девушку или парня, его лицо раскрашивается в белый цвет. А разноцветные полосы на лице актера подчеркивают характер персонажа. Например, красный символизирует храбрость, преданность и честность, черный — божественность, синий — зло, ярость и потусторонние силы. У каждого актера четкое амплуа. Так, например, Татияку — главный герой, мудрый, ловкий, красивый. Катакияку — отрицательный персонаж, враг татияку. Докэката — смешной персонаж, бездельник и дурачок.
Чему не верил Станиславский
Один из отцов современного драматического театра Константин Станиславский любил повторять актерам фразу «Не верю!» Считается, что таким образом он выступал против натурализма и «имитации правды», требуя от актеров внутреннего преображения, после которого они могли «видеть» жизнь глазами героя. Многие артисты боялись услышать от Станиславского его коронную фразу. Но Константин Сергеевич пояснял: он защищает интересы обыкновенного зрителя, который хочет видеть правду, а не «кривляния». Впоследствии фразу подхватили многие режиссеры и мы, зрители.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Этот год решением президента России назван Годом театра, и я, конечно, не могу не выразить благодарность московским театрам, сказать им спасибо за замечательную, талантливую работу. Правительство Москвы и я лично будем поддерживать их в сложной, но очень нужной и важной работе.
Никита Миронов, «Вечерняя Москва»