В основе пьесы — библейская притча о царе Соломоне, поделившим ребенка между двумя сражающимися за него матерями. Бертольд Брехт перенес действие в охваченную Второй мировой войной Грузию. Великий князь держит неудачи в войне с Персией, губернатор (обе роли — Юрий Никулин) казнен своим разъяренным народом, а его жена Нателла (Дарья Повереннова) в спешке покидает дворец, оставив подле него своего новорожденного ребенка. Там-то его и находит молодая посудомойка Груше Вахнадзе (Юлия Соломатина). Не в силах сопротивляться «соблазну совершить добро», она бежит с малышом из города.
Первое действие — то забавная, то грустная, но всегда трогательная и нежная история о путешествии Груше и губернаторского сына Михаила. Выдавая мальчика за своего, Груше неустанно ищет приюта в доме и понимания в сердце встречного. Заглавная роль по праву отдана талантливейшей актрисе театра Юлии Соломатиной, сумевшей сыграть максимально искренне и честно такой цельный, твердый, но жертвенный и бесконечно многогранный персонаж. Всю первую часть спектакля (а это ни много ни мало — два часа), не смотря на тревогу и нарастающее напряжение, зритель не в силах отвести глаз от прекрасной Груше Юлии Соломатиной.
Второе действие — блестящий бенефис Игоря Костолевского, кардинально меняющий настроение спектакля и привносящий в него необходимую легкость. На сцене появляется неунывающий Аздак, деревенский писатель-философ и тот еще персонаж, волею судеб получивший место судьи. Аздак охотно берет у богатых взятки, при этом каким-то чудом оставаясь беспристрастным. Ему-то и предстоит рассудить, с какой из двух матерей должен остаться подросший Миша. Игра Игоря Костолевского — комедия, фарс, карнавал и просто потрясающее удовольствие.
Повествование по закону «брехтовского» театра ведется от лица рассказчика-«народного певца» — замечательная роль Сергея Рубеко. Ольга Прокофьева исполнила эпизодическую, но очень емкую роль свекрови. Вообще, каждая роль «Кавказского мелового круга», даже самая маленькая, сыграна с потрясающей актерской отдачей.
Спектакли театра Маяковского всегда ужасно кинематографичны — вы только посмотрите на фотографии. Пространство сцены (художник-постановщик Михаил Краменко) обыграно удивительным образом — при минимуме декораций и бутафории вслед за героями зритель каким-то совершенно естественным образом переносится в дворец губернатора и на долины-горы Грузии, в родную деревню Груше и на судебный процесс Аздака. Лаконичные, яркие костюмы придумала Мария Данилова. За живое звуковое сопровождение отвечают музыканты группы «Круглый Бенд», то и дело становящиеся полноправными участниками этого захватывающего «роуд-муви».
Молодой режиссер Никита Кобелев в очередной раз взялся за постановку сложного, объемного материала и не прогадал. Наполненный музыкой, динамикой и светом, спектакль ставит важные для каждого из нас вопросы о чести, совести, внутренней свободе, цене и ценности бескорыстной доброты, совершенной в наши дурные времена, cделавшие «человечность опасной для человека».
Блогер Mari Randomstein, «Randomstein.com»