Пресса
24 Января 2022

В Театре Маяковского напомнили, как в Москве выбиться в люди

В Театре им. Маяковского для зрителей приготовили замечательную комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Казалось бы — классика из классики, что здесь можно нового сказать, чем удивить? Но режиссёру Анатолию Шульеву и превосходному актерскому ансамблю это удалось. История прохиндея XIX века смотрится очень свежо, смешно и увлекательно.

Островский как критик сословного быта мне всегда казался немного архаичным для современной русской сцены. Его герои – это типичные купцы, приказчики, городничие, ямщики, мещане, дворяне… Архаика там или тут всё равно дает о себе знать. Смотришь спектакль, подспудно делаешь скидку на театральную условность, но ловишь себя на мысли, что так было раньше, сейчас всё иначе… Редко кому удаётся это преодолеть, как Маяковке.

Благодаря новому прочтению образов героев, виртуозному исполнению, сценографии, костюмам и музыкальному сопровождению Шульев провёл нити к сегодняшним дням, не игнорируя времени описываемых событий.

А ведь драматург и впрямь по-настоящему современен. Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» – сокровищница крылатых выражений о настоящем, которая поспорит своим богатством с гоголевским Ревизором и грибоедовским Горем от ума.

Описываемая в пьесе ситуация знакома многим сейчас – есть умный молодой человек Егор Глумов, который, получив образование, пожив и покрутившись, понимает, что для того чтобы выбиться в люди нужно нечто большее, чем просто упорно трудиться. Надежд на богатого дядю Нила Федосеича Мамаева нет — тот не жалует свою бедную родню. Поэтому самым достижимым путём ему видится женитьба на Маше, которой её тётка Софья Турусина даст хорошее приданное. Таких историй на ТВ и сегодня – миллион.

Действующие лица тоже типично современные – успешный бизнесмен Иван Городулин, старик с большими связями Крутицкий, молодой офицер Егор Курчаев, журналист Голутвин. Есть даже гадалка-экстрасенс – Манефа.

Вся эта литературная основа была прекрасно воплощена актёрами. Начнём с Татьяны Аугшкап, которая играет супругу дядюшки Нила Февосеича Мамаева. Её образ зрелой, но ещё не утратившей былой красоты и обаяния женщины, которой недостает прежнего сонма поклонников, влюбляет в себя сразу и бесповоротно.

Мы наблюдаем, как развивается её образ – сначала это скучающая по весёлому времяпровождению кумушка, которая любуется красивыми молодыми людьми, вспоминая былые времена. Затем мы видим, как она реагирует на известие, что о ней вздыхает молодой поклонник: она испугана и польщена одновременно. Героиня Аугшкап делает сначала робкие, а потом все более и более уверенные шаги в сторону легкомысленной интрижки.

Как она узнает о сопернице, как готова верить, что она по-прежнему любима, а соперница — так, для прикрытия! Как узнает, что жестоко обманута, как страстно и коварно мстит обидчику, и как вновь готова забыть всё на свете, чтобы вновь почувствовать себя молодой!

Ещё очень интересным прочтением стала роль невесты – Машеньки, в исполнении молодой актрисы Валерии Куликовой. Это донельзя обыкновенная молодая девушка, которая не стремится делать карьеру и не имеет творческих и научных притязаний. Ей очень нравится, что за ней ухаживает такой статный кавалер – гусар Егор Курчаев, который тоже звёзд с неба не хватает; Машенька чувствует себя рядом с ним свободно и комфортно. Он любит её и этого достаточно.

Валерии удалось удивительно точно передать эту простую девушку в том возрасте, когда героиня уже выросла, но ещё не лишилась подростковой угловатости. Она хочет веселиться, петь, танцевать и играть во взрослые игры, которые так новы и увлекательны.

Старики Мамаев и Крутицкий, которые заняли все сладкие места в этом мире, не давая дороги молодым, бесподобны по своей изящности в исполнении Виктора Запорожского и Александра Андриенко. Они словно не играют, а живут. Актёры делают своих героев смешными каким-то неведомым образом, ни единого «шовчика» не видно в их работе, никакого педалирования, никакого намека на карикатурность. Это просто поразительно.

А какая интересная находка в образе гадалки Манефы?! Её играет Надежда Бутырцева. Образ не классический, но сколько в нём правды, сколько явных и неявных ниточек тянется в сегодняшний день с его «Битвами экстрасенсов». Отличная пародия.

Сложные роли матери Глумова и тетки Софьи Турусиной достались Валерии Забегаевой и Юлии Силаевой. Они вроде бы второстепенные, но в них есть своя противоречивость и глубина, которую надо показать, не нарушая гармонии ансамбля.

С виду богомольная до ханжества, верящая во приметы купчиха Турусина по сюжету в молодости вела разгульную жизнь. Секундная сцена, где Юлия Силаева на мгновение забывается и совсем не постным взглядом смотрит на жениха своей племянницы — какую объемность это дает персонажу. Браво!

Основным во всей конструкции спектакля несомненно является образ Глумова, который доверили молодому актеру Семёну Алёшину. От него потребовалась невероятная пластичность героя, который должен «иметь еще некоторые лакейские качества, конечно в соединении с известной долей грациозности: например, вскочить и вытянуться, чтобы это было и подобострастно и неподобострастно, и холопски и вместе с тем благородно, и прямолинейно, и грациозно».

Образ Городулина тоже предстал в должном свете – энергичным молодым франтом, но стариком если не по возрасту, то по характеру. Однако в Маяковке Городулин заиграл на сцене совсем другими красками, чем его принято изображать. Куда интереснее.

Особую прелесть комедии придает её финал, который возносит историю плута до философских высот, где в шутке лишь доля шутки. Ну как России обойтись без прохиндеев?

Браво! Браво! Браво!

Источник

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot