До весны осталось посмотреть 11 новых спектаклей — именно столько премьер покажут московские театры в последние дни января и в феврале. О каждой по порядку — в материале mos.ru.
«Суббота, воскресенье, понедельник». Театр имени Евгения Вахтангова
Дата: 25 января
Время: 19:00
Адрес: улица Арбат, дом 26
Директор молодого неаполитанского театра Teatro Stabile di Napoli и худрук Неаполитанского театрального фестиваля Лука де Фуско в сентябре приехал в Москву, чтобы поставить пьесу классика итальянской комедии ХХ века Эдуардо де Филиппо. «Суббота, воскресенье, понедельник» — первый опыт работы режиссера с российскими актерами.
Евгений Князев, Ирина Купченко, Олег Макаров, Лада Чуровская и другие артисты вахтанговской труппы разыграют три дня из жизни небогатого торговца Пеппино Приоре и его семьи. Все, что они откладывали в течение недели, навалится на них в долгожданные выходные. За чередой комических ситуаций, в которые попадают герои, скрывается тоска — брак Пеппино Приоре переживает серьезный кризис. «Текст с чеховским послевкусием», — говорит о пьесе Лука де Фуско.
«Эффект Гофмана». Театр на Таганке
Дата: 27 января
Время: 19:00
Адрес: улица Земляной Вал, дом 76/21
Двукратный лауреат «Золотой маски» и премии Эдинбургского фестиваля искусств Яна Тумина ставит спектакль «Эффект Гофмана» — о жизни одного из главных романтиков немецкой литературы XVIII века.
В основе постановки не только тексты сказочника, его письма и дневниковые записи, но и фрагменты сценария фильма «Гофманиана» — самой загадочной неснятой картины Андрея Тарковского. «Гофманиана» была заказана ему Эстонской киностудией. Режиссер решил снять фильм о Гофмане как своеобразное продолжение своего «Зеркала». Работа кипела — помреж вручную переписывал «Жизнь Гофмана» Жана Мистлера в библиотеке имени Ленина, но сценарий так и не был доделан. Биография Гофмана оказалась не менее запутанной, чем сюжеты его страшных сказок.
«Утро туманное». Et Cetera
Дата: 29 января
Время: 19:00
Адрес: Фролов переулок, дом 2
Комедия об актрисе, которая не стареет, и мужчинах, которые ее когда-то любили, написанная автором сценариев к фильмам «Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем». Рустам Ибрагимбеков сам принес свою новую пьесу «Утро туманное» в Et Cetera, он же стал режиссером. Один из первых показов, 5 февраля, совпадает с днем рождения автора — ему исполнится 80 лет.
«Ганди молчал по субботам». Театр «Школа современной пьесы»
Дата: 31 января
Время: 20:00
Адрес: Неглинная улица, дом 29
«Школа современной пьесы» на днях вернулась в свое историческое здание — в особняк на Неглинной улице, который отремонтировали после пожара 2013 года. Первая премьера в родных стенах — «Ганди молчал по субботам» по одноименной пьесе Анастасии Букреевой. Историю о подростке Моте, которому помогает пережить развод родителей мудрая бездомная по имени Лиза, поставил молодой режиссер Филипп Гуревич. Честный разговор, честная история — пьеса построена в основном на монологах главного героя, который в один момент перестал воспринимать своих родителей как родных людей.
«Проблема». РАМТ
Дата: 7 февраля
Время: 19:00
Адрес: Театральная площадь, дом 2
Российский молодежный театр готовится к показу новой пьесы живого классика британской литературы сэра Тома Стоппарда. Писатель давно дружит с РАМТ, поэтому лично прислал текст художественному руководителю Алексею Бородину.
Действие «Проблемы» разворачивается в вымышленном Институте мозга, сотрудники которого ставят эксперименты над человеческим сознанием.
История сотрудничества театра со Стоппардом началась в 2007 году, когда Бородин поставил восьмичасовую трилогию по его «Берегу утопии». Драматург приезжал в Москву, чтобы лично наблюдать за репетициями. Постановка не уходила из репертуара несколько лет и получила «Золотую маску». В 2012-м Адольф Шапиро взялся за Rock’n’roll Стоппарда. «Проблему» Бородин решил снова поставить сам. В главной роли — один из ведущих актеров труппы Петр Красилов.
«Дюма». «Современник»
Дата: 8 февраля
Время: 19:00
Адрес: Чистопрудный бульвар, дом 19
Трагикомедия «Дюма» — первая премьера «Современника» в здании на Чистопрудном бульваре, которое в декабре открылось после реставрации. Главные герои спектакля — Атос, Портос и Арамис, да не те. Это не славные мушкетеры, а актеры провинциального театра, всю жизнь играющие персонажей Дюма-отца. Жизнь героев съезжает с накатанных рельс, когда они узнают, что в театре появился новый актер, и именно он назначен на роль Д’Артаньяна.
Пьеса «Дюма» стала первым произведением, написанным Иваном Охлобыстиным с конца 1990-х. Ставит Михаил Ефремов. Кстати, именно с пьес Охлобыстина он начинал режиссерскую карьеру: в 1990-х годах он создал спектакли «Злодейка, или Крик дельфина» и «Максимилиан Столпник».
«Дальше — тишина». Малый театр
Дата: 10 февраля
Время: 18:00
Адрес: улица Большая Ордынка, дом 69
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин решил обратиться к пьесе Хелен и Ноа Лири, написанной по роману Джозефины Лоуренс «Долгие годы». Сюжет знаком поклонникам старого Голливуда: по этой пьесе снята картина Лео Маккэри «Уступи место завтрашнему дню» (1937). Главные герои — пожилая супружеская пара Баркли и Люси Куперы, чей дом отбирает за долги банк. Отца забирает к себе дочь, а сын отправляет маму в дом престарелых.
Режиссер впервые познакомился с постановкой много лет назад в Театре имени Моссовета. Тогда роль Люси Купер, которую разлучают с мужем собственные дети, играла Фаина Раневская. В постановке Соломина в миссис Купер перевоплотится Людмила Полякова. Ее партнером на сцене станет Владимир Носик.
«Влюбленный дьявол». Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Дата: 15 февраля
Время: 18:00
Адрес: улица Большая Дмитровка, дом 17
Молодой дворянин, ставший учеником некроманта, запретные знания и любвеобильный демон — в Музыкальном театре ставят единственную оперу композитора Александра Вустина, которому в апреле исполнилось 75. Около 30 лет она пролежала у него в столе. Композитор вдохновлялся новеллой писателя Жака Казота, который в годы Великой французской революции примкнул к монархическим кругам и разрабатывал планы спасения Людовика XVI. Имя писателя, закончившего жизнь на эшафоте, всегда было окружено ореолом мистики и загадок: поговаривали, что он состоял в тайном обществе, под влиянием которого и написал своего «Влюбленного дьявола».
За постановку взялся художественный руководитель Александр Титель. Впервые с этим театром работает Владимир Юровский — худрук Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра.
«Снимается кино». Театр имени Маяковского
Дата: 16 февраля
Время: 18:00
Адрес: Пушкарев переулок, дом 21
На сцену Театра имени Маяковского возвращается драматургия Эдварда Радзинского. Возобновлять старые постановки («Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом») не будут. Режиссер Юрий Иоффе готовит спектакль «Снимается кино» — эту пьесу Радзинского, несмотря на то что она из самых ранних, здесь еще не ставили.
Сюжет пьесы типично шестидесятнический: молодой режиссер узнает, что из его фильма хотят вырезать сцены, которые он считает лучшими, и пытается их отстоять.
«Стиляги». Театр наций
Дата: 21 февраля
Время: 19:00
Адрес: Петровский переулок, дом 3
У Театра наций есть хорошая новость для тех, кто любит фильм «Стиляги» Валерия Тодоровского. Двукратный лауреат «Золотой маски» и главный популяризатор жанра мюзикла в стране Алексей Франдетти решил перенести его на сцену. Как и Тодоровский, он обращается к сценарию Юрия Короткова «Буги на костях».
Кстати, 11 лет назад Франдетти, тогда еще студент ВГИКа, не прошел пробы у Тодоровского. Зато сейчас готовит свою версию мюзикла — с расширенным списком песен и живой музыкой: специально для этой работы актеры учились играть на музыкальных инструментах. Кастинг был очень серьезным и длился полгода. Роль главной героини Пользы играет Дарья Авратинская — дочь Ирины Апексимовой и Валерия Николаева.
«Женитьба». «Школа драматического искусства»
Дата: 22 февраля
Время: 19:00
Адрес: улица Сретенка, дом 19
Свое видение гоголевской «Женитьбы», впервые опубликованной в 1842 году, представит Александр Огарев — лауреат «Золотой маски» за спектакль «Гвидон» в номинации «Эксперимент» (2011), а также руководитель творческой лаборатории «ЛЕС». Гоголь, который за всю жизнь ни разу не вступил в брак, размышлял на тему необходимости замужества для женщины. Огарев решил проследить одновременно за обеими точками зрения — мужской и женской — и заодно ответить на вопрос, что же все-таки лучше — брак или свобода.
Портал mos.ru